Земельное законодательство субъекта рф

Содержание
  1. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений
  2. Перечень полномочий субъектов РФ
  3. Полномочия исполнительной власти субъектов РФ
  4. Полномочия законодательных органов субъектов РФ
  5. Перераспределение полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления
  6. Система управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ
  7. Собственность субъектов РФ на землю в 2021 году: состав, права и обязанности, использование земель субъектов РФ | Земельный эксперт
  8. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ
  9. Особенности собственности на землю Москвы и Санкт-Петербурга
  10. Заключение
  11. Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности субъектов РФ на землю
  12. Список законов
  13. Вам будут полезны следующие статьи:
  14. Федеральная собственность на землю
  15. Понятие федеральной собственности
  16. Законодательство
  17. Основания для возникновения
  18. Земли федеральной собственности
  19. Процедура разграничения федеральной собственности на землю
  20. Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
  21. При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
  22. Особенности передачи
  23. Земельное право и земельное законодательство в РФ
  24. Взаимодействие земельного права с другими отраслями права
  25. Конституция РФ и земельное право
  26. Земельный кодекс РФ и федеральное земельное законодательство
  27. Закон о земле в Российской Федерации
  28. Что представляет собой закон?
  29. Основные положения ЗК РФ
  30. Последние изменения, внесенные в закон о земле
  31. Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Земельное законодательство субъекта рф
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Полномочия субъектов РФ в области земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков.

Полномочия субъектов Российской Федерации в урегулировании земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков для общегосударственных потребностей, создании и внедрении на практике территориальных программ пользования землей и защиты природы, находящейся в регионе этих субъектов и иных полномочиях, которые не относятся ни к их компетенции, ни к компетенции органов местной исполнительной власти.

Говоря другими словами, они распоряжаются и ведут управление земельными участками, на тех или иных основаниях, имеющихся в их владениях.

Перечень полномочий субъектов РФ

В Конституции России за отдельными субъектами закреплены довольно важные полномочия в сфере земельных взаимоотношений, а также управления и распоряжения ресурсами, связанными с использованием земли.

Государство совместно с субъектами РФ ведет деятельность, связанную с природопользованием, охраной природы и экологической безопасностью, а также с созданием особых условий для нуждающихся в этом территориях и культурных и исторических памятников.

Перераспределение полномочий между субъектами и государственными исполнительными органами основано на том, что поскольку земля является территорией, на которой субъект РФ находится в силу сложившихся исторических обстоятельств, он имеет право на целенаправленное управление ею.

Россия занимает довольно большую территорию, поэтому использование земли в ее пределах, хоть и имеет законодательно много общего и должно обеспечивать единое в территориальном, экономическом и правовом смысле пространство, все же имеет множество различий и особенностей.

Как пример, можно привести области вечной мерзлоты, где требуются совсем другие меры по мелиорации и охране природы, чем, например, в степных областях. На этом уровне полномочия, предоставленные субъектам РФ и государству, достаточно похожи.

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ

К полномочиям, предоставленным органам исполнительной власти, можно отнести:

  • определение базовых положений государственных действий в сфере урегулирования земельных отношений;
  • ограничения собственнических прав владельцев участков земли, а также их арендаторов, наложение ограничений относительно возможности оборота земельных участков;
  • руководство мониторингом земель, федеральным надзором над землей, землеустройством;
  • установление порядка резервирования и принудительного отчуждения земли для муниципальной или государственной необходимости;
  • разработка и внедрение общегосударственных программ по использованию земель и общей охране природных богатств.

Участками, на законодательном уровне принадлежащим к государственной собственности, управляет и распоряжается РФ.

Полномочия законодательных органов субъектов РФ

В действующей редакции Земельного кодекса России отдельным пунктом оговорено перераспределение полномочий между законодательными органами отдельных субъектов страны и порядок его производства. К объектам земельных отношений относятся земельные участки и их части, а также земля, если рассматривать ее как природный объект в целом и природный ресурс.

С точки зрения права собственности земельный участок является недвижимостью, но в то же время представляет собой часть поверхности планеты, которая имеет определенные характеристики. При необходимости законодательные органы РФ могут создавать искусственные земельные участки в порядке, определенном федеральным законодательством.

Перераспределение полномочий относительно подразделения многообразных земель страны по целевому предназначению тоже возложено на законодательные органы субъектов РФ. В их обязанности входит раздел участков земли на:

  • сельскохозяйственные;
  • землю населенных пунктов;
  • земли специального назначения;
  • особым образом охраняемую территорию;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • земли запаса.

Все эти участки используются в соответствии с тем целевым назначением, которое для них установлено. Правовое урегулирование спорных вопросов с ними определяется в зависимости от принадлежности к одной из вышеперечисленных категорий и разрешения на их использование, установленного в специальных федеральных законах о зонировании территорий.

Перераспределение полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Принятие актов и законов земельного законодательства субъектами РФ основано на нормативах, прописанных в Конституции РФ. Перераспределение полномочий по управлению природными ресурсами и другими природными богатствами, неразрывно связанными с землей, проведено так, что всеми землями управляет сама Российская Федерация совместно со своими субъектами.

В Конституции установлены взаимоотношения между всеми существующими законодательными актами.

Субъекты РФ не имеют права издавать и принимать федеральные законы, входящие в противоречие с конституционными законами.

Однако в случае если возникает противоречие общегосударственного закона и нормативного акта, принятого субъектом РФ, ситуация разрешается согласно положениям документа, изданного в регионе.

Собственное правовое урегулирование по предметам, ведением которых субъекты РФ занимаются совместно с государством, они проводят самостоятельно вплоть до того момента, пока не был принят соответствующий государственный закон. После его принятия правовые акты субъекта РФ должны быть изменены до соответствия положениям закона с высшим приоритетом.

Система управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ

Особенностью этой системы в Российской Федерации является то, что земельные отношения нельзя в полной мере разделить на те, которые подвластны общей компетенции и те, которые можно отнести к специальной компетенции. Региональная система в нашей стране не является развернутой настолько, как это сделано на федеральном уровне.

Однако и данную систему можно классифицировать определенным образом. В частности, критерием классификации в данном случае может выступать природа управленческих полномочий, которые законодательство предоставляет каждой конкретной группе органов.

Региональные государственные органы в этой связи целесообразно будет разделить на две группы:

  • законодательной власти;
  • исполнительной власти.

Деятельность органов законодательной власти субъектов России (региональных парламентов по государственному урегулированию) установлена Конституцией, где закреплено, что вопросы пользования и распоряжения земельными участками, недрами земли, а также водными и другими природными ресурсами, как и земельное законодательство находятся в совместном ведении государства и его субъектов. Нельзя не отметить позитивный характер этого положения, поскольку по своей природе земельные отношения неразрывно связаны с регионом, к которому относятся спорные земельные участки.

Исходя из этого правила, субъектам России доступны для самостоятельного урегулирования земельные отношения, объективно являющиеся для их региона особенными. Иногда федеральный законодатель устанавливает для них обязанность урегулировать вопрос, который в федеральной законодательной базе укрепить невозможно.

Следует также соблюдать правила законотворчества: субъекты РФ имеют право активного формирования собственной законодательной базы касательно тех земельных отношений, которые для их региона являются специфическими.

https://www.youtube.com/watch?v=t7knqXbdk-w\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

Органам исполнительной власти субъектов РФ в рамках урегулирования земельных отношений предоставлена собственная компетенция: им дано право реализовать на практике положения регионального, а также федерального земельного законодательства. Так, например, правительства субъектов России могут:

  • управлять земельными участками из региональной собственности, а также распоряжаться участками, на которые не была разграничена государственная собственность;
  • переводить участки из региональной земли сельскохозяйственного назначения в другие формы собственности;
  • устанавливать публичные сервитуты;
  • решать вопросы о размере арендной платы за земельные участки;
  • утверждать региональные программы по рациональному использованию земли, повышению ее плодородия и охране земельных ресурсов;
  • осуществлять резервирование земель и принимать решения об изъятии земель для региональных нужд и др.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/polnomochiya-subektov-rf-v-oblasti-zemelnyh-otnoshenij.html

Собственность субъектов РФ на землю в 2021 году: состав, права и обязанности, использование земель субъектов РФ | Земельный эксперт

Земельное законодательство субъекта рф

Под субъектами РФ подразумевается наименование территориальных единиц высшего значения на территории России. Понятие «Субъекты» возникло в связи с тем, что Конституцией 1993 года России присвоен статус федеративного государства, которое состоит из субъектов страны, наделённых одинаковыми правами.

Субъекты России наделены рядом полномочий и прав:

  • иметь собственные органы законодательного и исполнительного управления (губернатор, парламент);
  • обладать собственным уставом или конституцией;
  • издавать собственные законы, которые принимаются на заседаниях регионального парламента;
  • самостоятельно решать возникающие задачи, которые переданы Конституцией в ведение субъекту;
  • выдвинуть двух своих представителей в Совет Федерации Федерального Собрания России.

В составе России состоит несколько типов субъектов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Республики — этосубъекты федерации, являющиеся национально-государственными образованиями, т.е. обладающие формой государственности определенного народа, проживающего на данной территории. Республики наделены максимальными полномочиями (в сравнении с другими субъектами) в осуществлении своей деятельности, они могут принимать свою Конституцию, устанавливать свой государственный язык.
  2. Автономные образования (округа) – это территориально-национальные объединения, обладающие правом самостоятельно разрабатывать проекты федеральных законов, касающиеся правового статуса своей территориальной единицы и передавать законопроекты на рассмотрение в Федеральное Собрание. Округ получает название, схожее по звучанию с одной или двумя наиболее многочисленными национальностями либо этническими группами, что населяют его территорию на протяжении столетий.
  3. Города федерального значения, области, края. Это территориально-административные объединения, которые сформированы без учёта национального принципа. К городам федерального значения относится столица РФ, Санкт-Петербург а также, Севастополь. Этот вид субъектов лоббирует законопроекты, которые позволят им заключать соглашения, разграничивающие полномочия между федеральной властной структурой и властью субъекта России.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Собственность на землю субъектов РФ подтверждается статьей 214 ГК РФ. Субъектам принадлежат следующие территории (п. 1 ст. 18 ЗК РФ):

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов
  2. Полученные субъектами РФ на основании норм гражданского права
  3. Полученные субъектами в рамках разделения государственной собственности на земельные участки
  4. Безвозмездно переданные субъектам РФ из собственности федерального значения

Перечень участков земли, на которые распространяется право владения субъектов России:

  • недра, в которых содержатся полезные ископаемые, минеральные ресурсы и подземные водные богатства;
  • земли, на которых расположены лесные массивы и другая растительность;
  • участки, на которых размещены водные ресурсы (реки, озёра);
  • территории, на которых построены объекты различного целевого назначения;
  • земли, признанные сельскохозяйственными угодьями.

Особенности собственности на землю Москвы и Санкт-Петербурга

Собственник вправе отказаться от владения земельной территорией, которая расположена в городской и прилегающей территории Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы это выполнить владельцу потребуется выполнить несколько поочерёдных действий:

  • написать заявление с просьбой осуществить регистрацию прекращения прав владения имуществом;
  • вместе с заявлением подать правоустанавливающую документацию; если права владения на земельный объект ранее проходили регистрацию в государственных структурах, то данные документы предъявлять не требуется;
  • получить свидетельство, подтверждающее факт перехода земли от одного владельца к другому;
  • по истечении пяти дней с момента проведения регистрации, уполномоченный орган отправляет письменное уведомление об этом органу государственного руководства субъекта России, если данная территория относится к собственности субъекта России либо Санкт-Петербургской или Московской муниципальной руководящей структуре (если земля относится к собственности муниципалитета).

Земля, от которой отказался владелец, переходит в собственность к земельному фонду Санкт-Петербурга либо Москвы с момента окончания регистрации факта завершения у собственника прав на владение участком земли.

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. К участкам земли, которые могут находиться в собственности у субъектов России, относятся недра, содержащие полезные ископаемые, поверхностные воды, лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, территория населённых пунктов.
  2. Каждый собственник, обладающий правом на владение землёй на территории Москвы и Санкт-Петербурга, вправе отказаться от собственности в пользу города.
  3. Гражданину может быть выделена земельная территория субъекта России под ИЖС, за установленную плату.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности субъектов РФ на землю

Вопрос: Существуют ли законодательные проблемы, которые могут помешать бесплатно получить под ИЖС небольшой участок земельной территории, находящейся во владении у субъекта России? Виктор.

Ответ: Виктор, в Земельном кодексе России (статья 39.5, подпункты 6, 7) указана категория лиц, которая вправе получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся во владении субъектов РФ.

Список законов

  • Статья 214 ГК РФ
  • Статья 18 ЗК РФ
  • Cтатья 39.5 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/sobstvennost-subektov-rf-na-zemlyu/

Федеральная собственность на землю

Земельное законодательство субъекта рф

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=G5OOTrkvQ0Q\u0026list=PLsKNOsXaUXwbwNfNFYAGs-Kqf-4-RmnjO

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Земельное право и земельное законодательство в РФ

Земельное законодательство субъекта рф

Законы Российской Федерации – Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, другие федеральные земельные законы.

Земельное право – это система норм, регулирующих земельные отношения.

Предметом земельного права выступают земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

В Российской Федерации, несмотря на то, что земельная реформа осуществляется уже более двадцати пяти лет, земельное законодательство находится еще на стадии становления.

Принятые за это время основные земельные законы являются одними из наиболее часто изменяемых законов. Это, несомненно, негативно отражается на правоприменительной практике в области земельного права.

А это, в свою очередь, приводит к тому, что большинство граждан РФ не знают о своих правомочиях в области владения, пользования и распоряжения землей.

Взаимодействие земельного права с другими отраслями права

Земельное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права, в частности:

Так как земля является недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота, то имущественные земельные отношения (право собственности, сделки с землей и др.

) в той или иной мере регулируются гражданским законодательством, поскольку именно оно регулирует имущественные отношения.

Таким образом, имущественные земельные отношения регулируются совместно нормами гражданского и земельного права, при этом гражданское право устанавливает общие положения, а земельное право особенности, связанные со специальным объектом, каковым является земельный участок;

  • с административным правом

В земельном праве большую роль играет институт государственного управления земельными отношениями. Государственное управление — это сфера регулирования административного права.

Земельное право заимствует из административного систему органов государственной власти, прежде всего исполнительной, которые осуществляют управление земельными отношениями, а также закрепляет специфические виды такого управления (кадастр, землеустройство идр.);

Земля и земельные участки, прежде всего, являются природными ресурсами, следовательно, объектами экологической правовой охраны. Значит, экологическое законодательство распространяет свое действие и в отношении земель;

  • с природоресурсными отраслями права (водным, горным, лесным и другими)

Многие положения природоресурсных отраслей права пересекаются с нормами земельного права, дополняя и конкретизируя друг друга;

При исчислении земельного налога как основной формы платы за землю применяются положения налогового законодательства;

  • с градостроительным правом

Правовой режим земель населенных пунктов регулируется в большей степени не земельным, а градостроительным законодательством;

Кроме того, при совершении правонарушения, объектом которого выступают земельные отношения, вступают в действие нормы трудового, гражданского, административного или уголовного права соответственно, которые совместно с земельным законодательством регулируют порядок наложения ответственности на лицо, виновное в совершении земельного правонарушения.

Конституция РФ и земельное право

Конституция РФ – главный источник земельного права. В ней сформулировано несколько положений, касающихся земельных отношений.

Статья 9 Конституции РФ

В пункте 1 этой статьи закреплено положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данная норма является основополагающей для всего земельного права.

Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ содержит принцип, устанавливающий и гарантирующий многообразие форм собственности на землю – государственной, муниципальной, частной и иных форм.

Статья 36 Конституции РФ

Эта статья определяет, что собственник земли вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц.

Таким образом, Конституция РФ определила главное направление земельного законодательства — природоохранное, закрепив «принцип приоритета природоохранных норм при регулировании земельных отношений».

Статья 72 Конституции РФ

Эта статья устанавливает, что вопросы владения, пользования распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также само земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет возможность регионам самим регулировать те земельные отношения, которые объективно являются особенными для той или иной территории.

Земельный кодекс РФ и федеральное земельное законодательство

Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

После принятия Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) земельное законодательство стало более или менее упорядоченным, систематизированным.

В Земельном кодексе РФ содержатся общие положения земельного права, на его основе принимаются другие федеральные земельные законы, среди которых можно назвать:

  • Федеральный закон от 18.06.2001 «О землеустройстве»;

Источник: https://moiprava.info/semya-i-zhilishche/zemelnoe-pravo

Закон о земле в Российской Федерации

Земельное законодательство субъекта рф

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 136-ФЗ “Земельный Кодекс Российской Федерации” был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 25 октября 2001 года.

Настоящий закон регулирует отношения, связанные с использованием и защитой земель Российской Федерации как основы для жизни и деятельности различных народов, которые проживают на территории РФ.

В сферу деятельности законодательства не попадают имущественные земельные отношения и экологические аспекты использования геологических ресурсов, так как данные сферы регламентируются соответствующими законами.

Последние изменения в ФЗ №101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения читайте тут:

Земельный Кодекс Российской Федерации состоит из 103 статей и 18 глав, устанавливающих следующие положения:

  • Гл. 1 состоит из общих положений, описывающих основные принципы законодательства, сферу его действия, участников земельных отношений, также полномочия различных органов власти в установленной области;
  • Гл. 1.1 описывает порядок образования земельных участков, включая особенности возникновения прав на данные территории, а также их сохранение и передачу;
  • Гл. 2 устанавливает правила охраны земель;
  • Гл. 3 предусматривает различные виды собственности на землю;
  • Гл. 4 определяет основания для ограничения использования чужими земельными участками;
  • Гл. 5 описывает порядок возникновения прав на землю;
  • Гл. 5.1 устанавливает особенности предоставления земель, которые находятся в собственности государства;
  • Главы 5.2 — 5.6 предусматривают обмен, установление сервитута, перераспределение, безвозмездную передачу и особенности использования земельных участков, которые находятся в собственности государства;
  • Гл. 6 определяет права и обязанности собственников, а также арендаторов и пользователей;
  • Гл. 7 устанавливает порядок лишения прав собственности на земельные участки или их ограничения;
  • Гл. 7.1 предусматривает особенности изъятия земель для государственных нужд;
  • Гл. 8 описывает порядок компенсации убытков земельных собственников, арендаторов и пользователей при определённых обстоятельствах;
  • Гл. 9 определяет правила защиты прав на землю и рассмотрения споров;
  • Гл. 10 устанавливает земельные налоги;
  • Гл. 11 описывает правила государственного мониторинга за территориями, и ведения кадастрового учёта;
  • Гл. 12 предусматривает порядок осуществления государственного надзора в установленной области;
  • Гл. 13 определяет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение земельного кодекса, а также особенности компенсации вреда;
  • Гл. 14 устанавливает правила назначения и использования земель для сельскохозяйственных нужд;
  • Гл. 15 предусматривает порядок назначения и эксплуатации земельных участков для населённых пунктов;
  • Гл. 16 описывает особенности территорий для особого пользования, включая промышленные, энергетические, транспортные, оборонные и другие нужды;
  • Гл. 17 устанавливает правила определения особо охраняемых земель, заповедников и рекреационных зон;
  • Гл. 18 описывает земли лесного и водного фондов, а также особые территории запаса, которые находятся в государственной собственности и не подлежат использованию без наличия особых причин.

Земельные территории охраняются с целью предотвращения и ликвидации последствий загрязнения почвы, её истощения, деградации и другого негативного воздействия, которое может привести земли к негодности для использования. Также предпринимаются охранные меры для рационального использования земельных ресурсов и улучшения их плодородия.

Для реализации целей по охране земли, собственники, а также лица, арендующие и использующие земельные участки, должны проводить следующие мероприятия:

  • воспроизводство плодородных свойств земель, предназначенных для сельского хозяйства;
  • защита от эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения вредными веществами и промышленными отходами;
  • защита от зарастания сорняками, кустарниками и деревьями сельскохозяйственных угодий и поддержание уровня мелиорации.

Лица, которые повинны в ухудшении качественных свойств земли обязаны рекультивировать её, ликвидировав все негативные последствия и восстановив её первоначальное состояние.

Основные положения ЗК РФ

Закон о земле основывается на следующих принципах:

  • охрана земли и её ресурсов как основы для жизнедеятельности человека;
  • защита земель как самого важного компонента окружающей среды, а также основы для развития сельского и лесного хозяйства;
  • приоритетная защита почв как основного элемента, влияющего на здоровье человека;
  • участие граждан, общественных объединений, а также религиозных организаций при принятии решений об обретении прав на землю в допустимых законодательством рамках;
  • приоритетная охрана земель целевого назначения;
  • платное использование земельных участков;
  • разделение земельных территорий на категории по целевому назначению;
  • соблюдение гражданских и общественных интересов;
  • разделение государственной собственности, муниципальной, и субъектов Российской Федерации.

Регулирование земельных отношений разделяется на узконаправленные законодательства.

Последние изменения, внесенные в закон о земле

В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2021 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.

В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.

Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:

  • Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
  • Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
    • создание заповедников и других природных охраняемых зон;
    • для выполнения условий международного договора;
    • для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
    • для сноса и реконструкции аварийного дома;
  • Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
  • При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.

Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 136-ФЗ от 25.10.2001 “Земельный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать текст законодательства с актуальными изменениями по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-zemle-v-rossijskoj-federacii/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: