Закон по проведению антикоррупционной экспертизы

172 ФЗ об антикоррупционной экспертизе в последней редакции

Закон по проведению антикоррупционной экспертизы
Бесплатная консультация юриста по телефону:

ФЗ 172 об антикоррупционных системах и мерах для проверок гос. документов и указов был принят для контроля за принимаемыми актами и нормативами в гос. органах и учреждениях.

Этот закон помог развить меры защиты прав и свобод граждан. Главным проверяющим органом в описываемой сфере считается Прокуратура России.

Благодаря принятию этого закона улучшились процессы оформления и принятия правовых актов и нормативов в гос. учреждениях.

Описание 172 ФЗ

ФЗ об антикоррупционной системе экспертиз был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 21 октября 2013 года. ФЗ 172 содержит 5 статей.

Этот закон регламентирует права и организационные положения антикоррупционной системы проведения экспертиз, определяет и формирует нормы и акты, которые помогают сотрудникам органов выявить коррупционные факторы и устранить их.

Согласно закону, факторами коррупции считаются необоснованные исключения из правил или необоснованное применение полномочий, либо акты, создающие труднопреодолимые или невыполнимые условия для граждан или компаний.

О последних изменениях в законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2021 смотрите здесь:

Краткое содержание Федерального закона номер 172 об антикоррупционной экспертизе актов, нормативов и их проектов:

  • 1 ст. — оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона, описан предмет контроля;
  • 2 ст. — дан список основных положений, принципов и нюансов антикор. системы, описанной в законе;
  • 3 ст. — перечислены органы и должностные лица, занимающиеся описанной экспертизой, а также их функции и виды деятельности;
  • 4 ст. — оформлены требования и условия, которые предоставляет коррупционерам проверяющий прокурор;
  • 5 ст. — описаны заключительные решения прокуроров, возможности граждан в борьбе с коррупцией и другие дополнительные условия, требования и положения закона.

Читайте подробности последних изменениях Федерального закона 115 о концессионных соглашениях по ссылке:

Во второй статье перечислены следующие принципы:

  • Проведение экспертизы для осуществления антикор. мер в сфере нормативов и правовых актов;
  • Проверка осуществленной экспертизы для выявления объективности оценки и обоснованности суждений;
  • Анализ, при котором выявляется связь между разными документами и их заключением;
  • Проверка компетентности работников гос. органов, осуществляющих проверку различных категорий учреждений (формируется комиссия);
  • Развитие и формирование новых связей сотрудничества разных видов гос. органов для борьбы с коррупцией.

В третьей статье перечислены следующие органы, проводящие проверку в описываемой сфере:

  • Должностные лица, работающие в государственных структурах, органах и учреждениях;
  • Федер. органы исполн. власти в области юстиции;
  • Прокуратура и ее подразделения на территории Российской Федерации.

Также в третьей статье оформлены причины, по которым проводятся антикоррупционные экспертизы. Причины и следственные связи проведения экспертиз касаются:

  • Соц. прав и гарантий, предоставляющихся должностным лицам, которые временно исполняют обязанности в органах или гос. учреждениях;
  • Имущества и объектов, которыми владеет гос. орган или учреждение;
  • Прав, свобод и обязанностей гражданина РФ.

В третьем пункте третьей статьи также перечислены акты, приказы и документы, в отношении которых действуют антикор. меры:

  • Федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов России;
  • Приказы Президента РФ и Правительства;
  • Официальные поправки Правительства, выпущенные для ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ.

Прокурор оформляет протокол проведенной проверки, в который вносит информация о необходимых мерах для устранения нарушений.

Эти меры также оформляются отдельным документом, который предоставляется учреждению, где были выявлены нарушения. Компания обязана выполнить все требования и условия, иначе будет нести ответственность.

Однако требования и принятые прокурором решения могут быть обжалованы подачей иска в судебный орган.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов были внесены 21 октября 2013 года, при принятии ФЗ номер 279.

Изменения произошли в статье 3, пункте 3. Была исключена информация о технических заданиях и концепциях, которые должны были быть оформлены и приняты при создании законопроекта. Информация утратила силу и при оформлении закона. Концепции больше не оформляются в документации.

В пятой статье настоящего Федерального закона оформлен процесс и порядок осуществления независимой антикоррупционной экспертизы. Такой вид проверки является платным и его могут заказать как юридические, так и физические лица. Физ. и юр. лица заказывают подобную категорию проверки за счет собственных денежных средств.

Во втором пункте пятой статьи перечислены условия, требования и порядок для получения аккредитации сотрудников и специалистов в ситуациях, когда проводится независимая антикорр. экспертиза.

После проведения проверки специалист, который был ей подвержен, получает особую бумагу, в которой прокурор оформляет условия исправления нарушений.

В документе также перечисляются сами нарушения, описываются причины их возникновения, сроки исправлений и различные виды способов исправлений.

Заключение прокурора для организации, органа или учреждения носит не обязательный, а скорее консультативный и рекомендательный характер. Каждое заключение прокурора проверяется высшими органами власти.

Скачать текст закона об антикоррупционной экспертизе

Антикоррупционная система предполагает проверку не только частных организаций, но и государственных учреждений и органов. Внимание уделяется и документации, официальным приказам и актам.

Специальными комиссиями, должностными лицами и специалистами проводятся проверки всех документов, относящихся к государственным или муниципальным. Процессы проведения проверок и полномочия проверяющих определяются Федеральным законом номер 172.

Если сотрудник, гражданин или другое лицо считает, что его права и свободы были нарушены вследствие вступления в силу какого-либо гос. акта, рекомендуется ознакомиться с текстом актуального настоящего закона.

Скачать Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/fz-ob-antikorrupcionnoj-ekspertize/

Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (с изменениями на 11 октября 2021 года), Федеральный закон от 17 июля 2009 года №172-ФЗ

Закон по проведению антикоррупционной экспертизы

(с изменениями на 11 октября 2021 года)

ПринятГосударственной Думой3 июля 2009 годаОдобрен

Советом Федерации

7 июля 2009 года

Статья 1

1.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Статья 2

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее – органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Статья 3

1.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации – в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом “О прокуратуре Российской Федерации”, в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

2.

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, – при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований – при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации – при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

7.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

8.

При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

Статья 4

1.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее – заключение).

2.

В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

4_1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер.

При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.

5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 5

1.

Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее – граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

1_1. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;

3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) международными и иностранными организациями;

5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.

2.

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.

По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

ПрезидентРоссийской ФедерацииД.Медведев

Москва, Кремль17 июля 2009 годаN 172-ФЗ

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902166573

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: