- Законные формы обучения детей в России
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Очно-заочная форма обучения
- Семейная форма обучения
- Самообразование
- Другие формы получения образования
- Как выбрать форму получения образования ребёнком?
- Что ещё нужно знать родителям?
- Последняя редакция закона об образовании РФ в 2021 году – ч. 54
- Последняя редакция закона о высшем образовании РФ
- Функции родителей
- Обязанности учителя
- Права ребенка
- Дошкольное обучение
- Семейное преподавание
- Про ликвидацию школы
- Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства
- Основные принципы Закона об образовании РФ
- Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- Последняя редакция Закона об образовании 2021-2021. Основные нововведения
- Семейное образование в России
- Кто принимает решение о переходе на семейное образование
- Особенности образования «на дому»
- Какие шаги надо предпринять для перехода на домашнюю форму обучения
- Преимущества и недостатки семейного обучения
- Рекомендации юристов по семейному образованию
- Гид по формам обучения в России: какие бывают виды образования в школе, что подойдёт вашему ребёнку
- Какие существуют формы обучения
- Формы получения образования в организации
- Что такое очная форма обучения
- Что такое очно-заочное обучение
- Формы получения образования вне организации
- Что такое семейное образование
- Что такое самообразование
- Выводы
Законные формы обучения детей в России
В умах людей прочно закрепился стереотип о том, что образование нужно обязательно получать в школе. Однако это не так. Есть несколько способов получения аттестата о среднем образовании и для этого совсем не обязательно ходить в школу, по крайней мере, ежедневно.
Закон об образовании дал родителям детей возможность выбирать форму обучения своих детей. Давайте коротко коснёмся каждой и оценим плюсы, минусы и усилия, которые нужно сделать родителям, чтобы достичь определённых результатов.
Очная форма обучения
Это та самая, стандартная. Именно её использует большинство родителей и детей. Родители пишут заявление о приёме в школу.
Сейчас к школам приписаны определённые улицы и дома, поэтому выбрать школу можно, но это требует усилий со стороны родителей, вплоть до того, что ребёнку делают регистрацию или прописку именно в том районе, который прикреплён к желанной школе.
Школа, проверив прописку, зачисляет ребёнка на очное обучение и информирует местные органы образования о том, что конкретный ребёнок приступил к обучению в такой-то школе.
Далее школа составляет расписание и пять-шесть дней в неделю (в зависимости от того, учатся дети по субботам или нет) ребёнок ходит в школу, проводя там от 3-4 часов в день в первом классе до 8-9 часов в выпускных. Кроме обязательных предметов сейчас в школе появились дополнительные, которые тоже детям посещать нужно.
Дополнительные могут быть интересными и увлекать детей, а могут быть формальными, тогда школьникам везёт меньше и они просто отсиживают положенное время. Промежуточная аттестация проводится в школе. Выставляются четвертные и годовые оценки по всем предметам. Итоговые оценки складываются из текущих, полученных ребёнком на уроках, тех, что получены за контрольные и самостоятельные работы, выполненные проекты и написанные рефераты.
При положительной оценке дети переводятся в следующий класс. После 9 и 11 класса сдают ГИА и получают документы о получении среднего образования.
Заочная форма обучения
При заочной форме обучения ребёнок прикреплён к определённой школе. Родители пишут заявление о зачислении ребёнка. Школа подаёт сведения о нем в департамент образования. Ребёнок может быть прикреплён как к своей «дворовой» школе или любой в пешей (ездовой) доступности, так и к той, что располагается даже в другом регионе.
При этом задания по школьным предметам родители получают письменно — лично от учителя, по скайпу или посредством электронной почты. Ребёнок выполняет задания, составленные учителями в соответствии со школьной программой и сдаёт их.
Если школа рядом, то он может являться раз в неделю или в месяц, но не реже чем раз в четверть, чтобы сдать выполненные работы и пройти промежуточную аттестацию. Если школа далеко, то можно проходить лишь итоговую аттестацию за год. Допускается заочное прохождение аттестации. К заочной форме обучения относится и дистанционная.
Когда занятия проводятся по скайпу или с использованием других видов интернет-связи. Аттестации проводятся очно и дистанционно. Ребёнок имеет право получать очные консультации перед сдачей аттестации. Сдача текущих аттестаций проходит не реже чем раз в год, по итогам учебного года.
Итоговые аттестации после 9 и 11 класса (ГИА) проводятся только очно. Если ребёнок сдал их положительно, то он получает документ стандартного образца о получении школьного образования в полном объёме.
Очно-заочная форма обучения
Очно-заочная форма обучения представляет собой смесь очной и заочной форм. То есть, часть предметов ребёнок проходит в школе, вместе со своими одноклассниками, а часть — дома в заочной форме.
При этом родители пишут заявление о приёме в школу. Школа должна соответствовать прописке ребёнка. Школа подаёт сведения об ученике в департамент образования.
Заочно ребёнок может проходить предметы:
- которые он изучает в центрах дополнительного образования или специализированных школах (музыку, рисование, физкультуру и т. д.);
- те, на которых ребёнок конфликтует с учителем;
- те, по которым он сильно опережает одноклассников или значительно отстаёт от них;
- те, на которые он не успевает приходить в связи с объективными причинами.
Аттестовывается ребёнок следующим образом:
- предметы, которые он посещает очно, сдаёт вместе с классом;
- предметы, которые он изучает заочно, сдаёт в индивидуальном порядке в форме промежуточных аттестаций.
Итоговые аттестации после 9 и 11 класса ребёнок проходит в школе, получая аттестат по итогам прохождения.
Семейная форма обучения
Семейная форма обучения предполагает обучения ребёнка в семье. В школу при этом можно не ходить. Главное — подать заявление в местные органы управления образованием, встать там на учёт. Однако совсем избежать контактов со школой не получится, если родители всё же хотят, чтобы ребёнок был аттестован и получил документы об образовании.
В контингент школы ребёнок зачисляется только для сдачи аттестаций. Как часто сдавать аттестации решают родители. Обычно это происходит 1-2 раза в год. Так проверяется, всё ли правильно делают родители, усваивается ли материал. Дополнительные консультации не предусмотрены. О том, что будет спрашиваться у ребёнка, родителей не предупреждают.
Родители имеют право присутствовать во время аттестации ребёнка, являясь его законным представителем. Сейчас существует несколько интернет-школ, к которым родители прикрепляют ребёнка. Тогда он проходит всё по плану, без риска что-то упустить и сдаёт итоговую аттестацию там.
ГИА после 9 и 11 классов ребёнок на семейном обучении обязательно сдаёт очно, на базе школы, к которой он прикреплён. При успешной сдаче — получает аттестат.
Самообразование
Эта форма обучения доступна детям, достигшим 15 лет, то есть — старшеклассникам. По сути, это то же самое семейное обучение при котором ребёнок учится дома самостоятельно, а в школу приходит только сдавать аттестации, в том числе и ГИА, чтобы получить аттестат.
Другие формы получения образования
Перечисленные выше формы обучения — официальные. Но часто встречаются названия других форм. Как к ним относиться? Что они обозначают?
Надомное обучение — это вид обучения при котором ребёнок обучается на дому. При этом занятия проводят не родители, а приходящие учителя из школы. Ребёнок занимается индивидуально или в малой группе.
Аттестации проходят так же, как и при очном обучении в школе — на основании текущих отметок и результатов проверочных и контрольных работ. Чтобы оформить надомное обучение, нужно предоставить медицинскую справку, оформленную по всем правилам, согласно которой обучение ребёнка в школе невозможно.
Обычно так учатся тяжелобольные дети и дети-инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья.
Экстернат ранее был одной из форм обучения, однако с 2013 года таковым больше не считается. Он остался лишь как форма аттестации для тех обучающихся, которые получают знания вне стен образовательного учреждения. Фактически, дети на семейном обучении или самообразовании прикрепляются к школе на время сдачи аттестаций.
Дистанционное обучение также не является юридически верной формой обучения. Это просто форма передачи информации.
Дети могут учиться дистанционно на заочной, очно-заочной, семейной формах обучения, использовать её и при самообразовании. Самое главное при этом — использование дистанционных образовательных технологий.
В некоторых случаях зачёты, контрольные и аттестации также проводятся дистанционно. Однако ГИА, как всегда, сдавать надо лишь очно.
Домашнее обучение (homeschooling) — просто констатация того факта, что ребёнок получает знания вне стен школы. Форма обучения при этом может быть заочной, семейной или в качестве самообразования.
Анскулинг (unschooling) — это форма семейного обучения, когда ребёнок не придерживается никакой образовательной программы. Родители предоставляют ему право заниматься тем, что ему интересно в данный момент.
Сторонники метода говорят, что любознательность детей побеждает и они легко усваивают даже сложные знаний в короткие промежутки времени. В этом случае дети не сдают никаких аттестаций, кроме ГИА.
Да и то лишь тогда, когда они решают продолжить образование или устроиться на работу.
Аттестация — вид проверки уровня знаний школьников. Различают текущие (промежуточные) аттестации и итоговые.
- Промежуточная аттестация оценивает знания ребёнка за текущий класс. Проводится при любой форме обучения. По её итогам ребёнок либо переводится в следующий класс, либо не переводится. Если дети на семейном обучении, они сдают аттестацию по желанию родителей. Но если вдруг сдают аттестацию на неудовлетворительную оценку, то возвращаются на очное обучение в школу.
- Итоговая государственная аттестация (ГИА) проводится после окончания 9 и 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Это обязательная процедура для получения аттестата о школьном образовании. Кстати, допускаются к ГИА дети после прохождения промежуточной аттестации за текущий класс.
Как выбрать форму получения образования ребёнком?
Родители и только они (то есть, законные представители) имеют право выбрать любую форму получения образования своим ребёнком.
- Большинство выбирает очную. Это проще в организации, результат прогнозируем. Ответственность за обучение ребёнка несут педагоги. Родители играют вспомогательную роль.
- Заочная форма хороша для тех детей, которые хотят учиться по программе школы, но по каким-то причинам школу посещать не могут.
- Очно-заочная форма подходит тем, кто часть предметов изучает в других, узкоспециализированных, школах — спортивной, музыкальной, художественной. Или для тех, кто опережает своих сверстников по какому-либо предмету или занимается с репетитором.
- Семейную форму выбирают родители, желающие сами обучать своих детей и не быть связанными со школьной программой. Они сами подбирают учебники и учебные материалы, сами составляют план обучения. Дают ребёнку знания в том объёме, в котором именно ему они нужны.
Что ещё нужно знать родителям?
Школьники обладают академическими и социальными правами и льготами. Академические права заключаются в том, что дети пользуются библиотекой, занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах и олимпиадах.
Социальные льготы — это компенсации детям за проезд в транспорте, питание, билеты в музеи и т. д., которые предоставляются лишь по предъявлению справки из школы.
Дети на очном и очно-заочном и даже заочном обучении пользуются всем списком льгот и возможностей.
А вот дети на семейном обучении и занимающиеся самообразованием к школьному контингенту не относятся и поэтому не имеют права пользоваться всеми социальными льготами и частично — академическими.
Обычно за ними сохраняется право на получение учебников и пользование библиотекой. Остальные права появляются лишь в момент зачисления в школу для аттестации.
Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/zakonnye-formy-obuchenija-detej-v-rossii.html
Последняя редакция закона об образовании РФ в 2021 году – ч. 54
6 0 800
Список позиций, прописанных в данном акте:
- Предметом являются отношения, которые возникают между лицами в процессе получения образования.
- Ученики получает все права и свободы, связанные с ним.
- Устанавливается конкретный список организаций, которые могут осуществлять обучение, а также их обязанности перед законодательством РФ.
- Устанавливаются общие принципы. Они заключаются в следующем:
- все учащиеся граждане равны перед друг другом;
- данная система является основополагающей при развитии общества;
- процесс должен соблюдать все культурные и исторические ценности государства;
- проходить на основе прав и свобод граждан;
- обучение должно иметь светский характер.
- Такую возможность имеет любой гражданин Российской Федерации, независимо от различных обстоятельств.
Последняя редакция закона о высшем образовании РФ
В ней появилась информация, касающаяся следующих пунктов:
- Использование дистанционных программ обучения (статья 16).
- Отмену использования второй и третьей смены.
- Понижение количества бумаг, которые требуется заполнять учителям.
- Введение института по повышению квалификации педагогов. Данная инстанция реализует постоянное совершенствование навыков и умений (статья 76).
- Введение общего диктанта по русскому языку.
- Появление возможности составления индивидуального графика. Данный аспект позволяет организовать план исходя из возможностей самого учащегося и общеобразовательного учреждения (статья 2). Категории лиц, которые могут претендовать на подобную возможность:
- спортсмены, активно участвующие в соревнованиях;
- музыканты, а также детям из ансамблей, которым постоянно приходится гастролировать;
- танцорам и членам танцевальных коллективов;
- лицам, активно участвующим во вне учебной деятельности и образовательных конкурсах;
- Отмена льгот, которые заметно упрощали процесс поступления в вузы для детей, лишившихся опекунов. Однако, чтобы соблюсти справедливость, для данной категории лиц были введены бесплатные курсы для подготовки к поступлению.
- Благодаря дистанционным программам, теперь можно отслеживать квалификацию работников отдаленно. Это позволяет избавиться от большого количества бумаг и бюрократических проволочек (статья 16).
Функции родителей
В федеральном законе №273 статья 44 перечислен перечень прав и в них входят следующие положения:
- Они имеют возможность обучать своего ребенка в самостоятельном порядке.
- Органы муниципальной власти должны оказывать поддержку родителям. Это значит, что городские власти обязательно предоставляют место в любом образовательном учреждении и возможность дополнительного развития. Это могут быть, например, различные секции, либо же курсы подготовки.
- Имеют право выбирать заведение. Они могут взять различные факультативы и дополнительные дисциплины. Однако, при условии, если учебное заведение предоставляет такую возможность.
- Предоставить детям любой вид образования. В этот пункт входит также и самостоятельное. Однако, ребенок всегда может выбрать занятия в специализированных организациях.
- Ознакомиться с уставом и локально-правовыми актами учебного заведения, с программой и успеваемостью.
- Обеспечивать защиту законных прав обучающегося.
- Принимать активное участие в образовательной деятельности их детей, присутствовать во время проведения медицинского осмотра, а также другого освидетельствования.
В той же статье прописаны основные обязанности родителей. В них входят следующие пункты:
- Обеспечить образование для детей.
- Обязательно придерживаться распорядка, правил и устава учебного заведения, в котором обучается их ребенок.
- Соблюдать субординацию и полномочия, уважать достоинства педагогического состава.
Обязанности учителя
Согласно статье 48 закона №273, в перечень обязанностей педагогического работника входит:
- Осуществление процесса обучения на высоком уровне квалификации.
- Соблюдать нормы этики, а также права и свободы учащихся, их родителей и всего педагогического состава.
- Развивать различные полезные навыки и умения.
- Постоянно повышать уровень своей квалификации.
- Проходить обязательную аттестацию и медосмотр.
- Соблюдать устав и правила учебного заведения, внутренний распорядок.
Права ребенка
Согласно 34 статье:
- Получение качественного и квалифицированного образования в организациях, прошедших аккредитацию.
- Своевременной медицинской помощи, прохождение регулярных осмотров.
- Выбор учебного заведения, с учетом собственных особенностей, а также пожеланий.
- На заочную форму.
- На обучение по индивидуальному графику.
- На получение всех уровней образования, и дополнительного.
- Участие во вне учебной деятельности.
- На свободу совести и слова.
Дошкольное обучение
Данный аспект регулируется статьей 64 ФЗ 273. Согласно ему дошкольное образование должно сформировать у ребенка его личные качества, предпосылки к совершению учебной деятельности.
Программы направлены на всестороннее развитие. Также их можно подобрать индивидуально с учетом особенностей самих детей и возможностей ДОУ. В нем не предусмотрено проведение промежуточных и итоговых аттестаций.
Семейное преподавание
Согласно 17 статье, родители имеют полное право обучать его самостоятельно. Для проведения этой процедуры они могут проконсультироваться в заведениях и попросить о помощи, связанной с получением образования. Платить им за это не требуется.
Однако ребенок при желании может отказаться от подобных методов и выбрать себе учебное заведение самостоятельно. Отказать ему в этом нельзя.
Про ликвидацию школы
Информация, касающаяся этого вопроса, содержится в 22 статье.
Согласно ей муниципальные органы должны создать специальную комиссию, которая решит данный вопрос, а также будет разбираться с последствиями подобного выбора.
Если принимается решения о ликвидации школы в сельской местности, то комиссия в обязательном порядке должна посоветоваться с местными жителями и главой местных органов.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: https://lgotyboss.ru/poslednjaja-redakcija-zakona-ob-obrazovanii-rf/
Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства
Бесплатная юридическая консультация
+7 (499) 653 61 48 Москва
+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2021 года
Включает все изменения до 6 февраля 2021 г.
Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.
В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.
N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.
Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.
Закон об образовании в РФ 2021, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.
Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.
Основные принципы Закона об образовании РФ
- равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
- безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
- акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
- перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
- автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
- возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование
- Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
- Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
- Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
- Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
- Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
- Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
- Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
- Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
- Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
- Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
- Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
- Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Последняя редакция Закона об образовании 2021-2021. Основные нововведения
Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.
Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.
Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.
Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
- гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.
Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
Семейное образование в России
Каждый ребенок имеет свой характер и свои способности к образованию, а так как учитель не может уделить должное внимание всем, происходит своеобразная «уравниловка».
Многие родители подготовили детей к школе задолго до первого звонка, и «вундеркиндам» просто не интересно с детьми, осваивающими азы правописания и математики.
Если вы считаете, что ребенку будет некомфортно на уроках, есть смысл изучить закон о семейном образовании в школе. Если вы сможете обеспечить ребенку качественное обучение, можно сделать это самостоятельно.
Кто принимает решение о переходе на семейное образование
Современное школьное образование – это большие возможности и разнообразие форм обучения, а учиться дети могут очно, заочно и дистанционно. Все зависит от подготовки ребенка и его личностных качеств, а также от способности родителей организовать ему достойное семейное образование и обучение основным предметам из школьного курса.
Бесплатная консультация юриста по семейному образованию>>
Такая необходимость возникает в следующих случаях:
- ребенок, помимо учебы в школе, получает дополнительное образование, учится на курсах, и не может посещать СОШ каждый день.
- родители по разным причинам вынуждены часто переезжать, что является причиной моральных увечий.
- ребенок имеет лучшую подготовку, чем остальные дети, и требует углубленного изучения предметов.
- характер ребенка не позволяет общаться с одноклассниками, а не секрет, что в школах процветает насилие старших над младшими.
Принимать решение о варианте обучения ребенка могут родители (опекуны), спросив предварительно разрешение ребенка. Согласно положениям закона ФЗ-№273 от 29.12.2012г., отказать родителям в их желании самим выбирать форму обучения, не может никто.
Согласно ст. 44 закона «Об образовании», до получения общего образования принимать решение о выборе формы обучения должны взрослые, а после окончания 9 класса решать свою судьбу может сам ребенок, но с одобрения взрослых.
Закон предусматривает все фазы семейного обучения: дошкольное, начальное, общее и среднее, а у родителей всегда остается право на возврат в школу.
Семейное образование по новому закону может сочетаться с очным обучением в школе. Это означает, что часть предметов родители могут учить с ребенком сами, а часть доверить педагогам. В роли педагогов могут выступать сами родители, привлекаются для этого репетиторы, но уже на платной основе, естественно.
Особенности образования «на дому»
Закон предусматривает, что получить семейное образование могут дети до 9 класса, после чего разговор уже идет о самообразовании. Родители, узнав об этом, считают, что семейное обучение доступно только до получения общего образования, но это не так.
На самом деле, речь идет о том, что до достижения ребенком определенного возраста процесс обучения происходит при непосредственном участии родителей, а по окончании 9 класса подростки могут сами решать, что выбрать: семейное образование, самообразование или смешанную форму обучения.
Все дело в том, что дети выросли, и некоторые предметы могут изучать уже самостоятельно.
Родители должны отличать семейное образование от домашнего обучения. Последнее назначается в случае отсутствия у ребенка возможности посещать школу (по инвалидности, к примеру). В этом случае обучением занимаются не родители, а учителя, приходящие на дом к ученику.
Какие шаги надо предпринять для перехода на домашнюю форму обучения
Прежде чем принять решение о продолжении образования в семье, необходимо взвесить все «за» и «против». Родители должны понимать, что им предстоит тяжелая ежедневная работа, даже если вы установите себе и ребенку выходные дни и каникулы. Если согласен ребенок и готовы родители, можно приступать к процедуре перевода. Для этого понадобится:
- написать заявление на имя руководителя учебного заведения, в котором будет числиться ребенок, проходящий образование в семье.
- написать руководству СОШ еще одно заявление – на зачисление ребенка в экстернат (для сдачи экзаменов и прохождения аттестации).
- направить соответствующее уведомление в образовательный Департамент – это можно сделать самостоятельно, или попросить об этом школьную администрацию.
- подобрать подходящую программу обучения и оговорить сроки прохождения.
После подачи документов о желании перейти на семейное образование обучение начнется не сразу. Предварительно родителям позвонит специалист Департамента образования для уточнения некоторых деталей и с целью попытаться родителей отговорить от этого шага.
После подачи документов ребенок находится уже на специальном учете Департамента. Окончательное подписание договора о переходе на семейную форму обучения происходит в стенах школы.
Документ составляется в двух экземплярах – один для родителей, другой для школы.
В договоре о переходе на образование в семье прописываются основные моменты, такие как прохождение аттестации и возможность получения бесплатных консультаций.
Никто не вправе запретить вам пользоваться школьной библиотекой и принимать участие в общешкольных мероприятиях, и эти моменты также указываются в договоре.
Если ребенок идет в 1 класс, но образование будет получать вне школы, писать заявление в школу не надо, достаточно уведомить Департамент образования
.В некоторых учебных заведениях при заключении договора о переходе на семейную форму обучения требуют написать еще одно заявление об исключении ребенка из школы. Такого в законе нет, а если администрация будет на этом настаивать, напомните о положениях статей 17,44 и 63 ФЗ-№273, согласно которым и происходит перевод на семейную форму образования.
Еще укажите на содержание статей 17, 33 и 34 того же закона, в которых расписаны правила прохождения аттестации ученика, обучающегося на дому.
При переходе на семейное обучение ребенок считается обучающимся в школе, но учащимся не является. Ребенок зачисляется экстерном, а если он уже учился в этой школе раньше, перестает быть учащимся, но автоматически становится экстерном.
По сути, учащийся на дому имеет все еще отношение к учебному заведению, но это касается лишь сдачи экзаменов и прохождения аттестации. Согласно ст. 43 «основного закона», аттестация проводится бесплатно, независимо от формы образования.
Преимущества и недостатки семейного обучения
Плохого в том, что родители сами дадут образование ребенку, нет, особенно если они имеют педагогическое образование и много свободного времени.
В этом случае родители должны четко осознавать, что вся ответственность за качество образования и результаты аттестации ложится на них.
Родители сами должны выбирать программу обучения, давать ребенку задания и проверять их исполнение, а на это уходит немало времени.
https://www.youtube.com/watch?v=4UhcXWilvmI\u0026list=PLoOUI8Ot3eDfgN9FEVixcVpGGWZKEoLOp
Не стоит забывать также о том, что образование на дому происходит в свободной форме, а это означает, что ребенок не будет чувствовать ответственности, откладывать выполнение задания «на завтра», а еще ребенку нужно общение со сверстниками. С другой стороны, все внимание преподавателей, а в их роли выступают родители, уделяется одному ученику, а это, в случае достаточной подготовки родителей, благотворно действует на качество образования.
Рекомендации юристов по семейному образованию
Чтобы получить бесплатную консультацию юриста по проблемам связанным с образованием детей напишите ваш вопрос в форме ниже.
(20 0,50 из 5)
Загрузка…
Источник: https://fedzakon.ru/pravo/pravo-na-obrazovanie/semeynoe-obrazovanie
Гид по формам обучения в России: какие бывают виды образования в школе, что подойдёт вашему ребёнку
Основное общее образование в нашей стране является обязательным (статья 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»):
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
- вне таких организаций.
Какие существуют формы обучения
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Рассмотрим каждую форму обучения подробнее.
Формы получения образования в организации
В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения: очную, очно-заочную или заочную. Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и среднем и старшем звене.
Что такое очная форма обучения
На очной форме обучения ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».
В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.
Очная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
- вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
- ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.
Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.
Что такое очно-заочное обучение
На очно-заочном обучении ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»
Очно-заочная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
- вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
- спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.
Формы получения образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
https://www.youtube.com/watch?v=0-NsSwOYMSQ\u0026list=PLoOUI8Ot3eDfgN9FEVixcVpGGWZKEoLOp
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Что такое семейное образование
Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
блок перелинковки
О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья
Давайте разберём основные виды семейного образования.
- Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
- Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.
- Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
Что такое самообразование
Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.
Форма самообразования подойдёт, если:
- подросток хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
- молодой человек уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
- подросток хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.
Выводы
- В России две формы получения образования и пять форм обучения.
- У каждого вида обучения — свои плюсы и минусы.
- Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
- Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.
Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/gid