Закон 115 фз есть ли административная ответственность

Содержание
  1. Фз №115 для физических лиц
  2. Что такое ФЗ №115
  3. Как правильно пользоваться картой?
  4. Что не рекомендуется делать:
  5. Рекомендации для использования карты:
  6. Что делать, если заблокировали счета в связи с ФЗ №115
  7. Заключение
  8. 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона
  9. На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ
  10. Действия, направленные на реализацию закона
  11. Контроль операций
  12. Основные обязанности финансовых организаций
  13. Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев
  14. Обновление ранее полученной информации
  15. Фиксация и представление информации уполномоченному органу
  16. Блокирование счетов
  17. Хранение информации
  18. Права финансовых организаций
  19. Ограничение прав кредитных организаций
  20. Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом
  21. Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ
  22. Последствия блокировки счета по 115-ФЗ для ИП и компаний
  23. Мгновенные последствия блокировки счета по 115-ФЗ
  24. Какие последствия блокировки счета грозят в дальнейшем?
  25. Какая еще ответственность грозит за нарушение 115-ФЗ?
  26. Суть 115 фз О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  27. Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения
  28. Обзор самых важных его статей и частей
  29. История редакций и изменений закона
  30. Изменения 2021-2021 года
  31. Что делать если заблокировали банковский счет по 115-ФЗ: инструкция
  32. Ответственность банка за нарушение 115-ФЗ
  33. Как банки злоупотребляют 115-ФЗ
  34. Какую ответственность понесёт банк за нарушение 115-ФЗ
  35. Можно ли наказать банк, если он злоупотребляет 115-ФЗ

Фз №115 для физических лиц

Закон 115 фз есть ли административная ответственность

Добрый день!

Уверены, многие из вас, уважаемые читатели, слышали о блокировках банковских карт и отказе в обслуживании на основании Федерального закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Особенно остро у инвесторов данная проблема может встать при работе с различными ВИПами, которые интегрировали в свою систему возможность пополнения баланса и вывода денежных средств.

На сегодняшний день, пластиковая карта или расчетный счет в банке вошли в жизнь человека так глубоко, что многие (особенно современное поколение) уже и не помнят время, когда единственным средством расчета были наличные.

 Получение заработной платы, покупки в продуктовом магазине или online-платежи, оплата коммунальных услуг или услуг связи (интернет, телефон) все чаще осуществляются безналично. Это очень удобно, быстро, отсутствует необходимость куда-то идти в плохую погоду и стоять в очереди. Но, согласно ФЗ №115 от 07.08.

2001, любой человек может лишится всех этих удобств и личных денежных средств попав под санкции этого закона. С начала 2021 года более 500 тысяч расчетных счетов было заблокировано. Под блокировку попали как обычные граждане, так и предприниматели.

Следует отметить, что банки не просто блокируют счета — их владельцы могут быть добавлены в так называемые «черные списки», что может быть, в последствии, основанием для отказа открытия счета и обслуживания.

Что такое ФЗ №115

В августе 2001 года, с цель борьбы с теневой экономикой, был принят федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Уровень экономики в начале 2000-х годов достиг такого уровня, когда возникла необходимость в применении ряда мер для предотвращения получения нелегальных доходов, попыток их легализовать (вложив их в легальный экономический сектор) или профинансировать теневой бизнес. Разработка и внедрение законодательного механизма, который препятствует возможности узаконивания собственности, приобретенной преступным путем, и спонсированию терроризма должно служить охране интересов граждан (законных) и государства в целом.

Как правильно пользоваться картой?

Давайте рассмотрим необходимый минимум условий использования карты, который поможет не попасть под внимание службы безопасности банка и предотвратит возможную блокировку карты (счета) согласно ФЗ №115.

Что не рекомендуется делать:

  1. Не обналичивайте деньги! Старайтесь, как можно чаще, прибегать к безналичному расчету за товары и услуги, тем более, что сейчас в 98% случаев можно рассчитать пластиком. В любом банке могут сказать, что карта не является средством для снятия наличных (как бы странно это не звучало).

    Риск попасть под «прицел» службы безопасности банка появляется в тот момент, когда сумма обналиченных денег превышает 30% от поступивших за последнюю неделю. Это не является правилом, уточнить этот порог можно в своем банке.

  2. Не рекомендуется переводить средства между различными банками.

    Они очень не любят наблюдать за тем, как деньги утекают к конкурентам, тем более если это происходит часто.

  3. Единовременные операции по переводу между физическими лицами суммы, превышающей 600 тыс. рублей обязательно попадают под внимание ФНС.
  4. «Веерные рассылки» также запрещены.

    Пример: вы получаете определенную сумму и начинаете производить множество операций по переводу маленьких сумм на карты физ. лиц.

  5. Транзитные операции (переброска поступивших денег на другие счета), особенно те, которые производятся постоянно — залог того, что обслуживание карты, в скором времени, будет приостановлено или заблокировано.

    Для банка, такие операции — явный признак отмывания денег.

  6. Не передавайте Ваши карты третьим лицам (даже близким родственникам и друзьям). Они могут быть использованы для обналичивания денежных средств или совершение транзитных операций.

Рекомендации для использования карты:

  1. Получите карту максимального статуса (чем выше статус, тем лучше и лояльнее банк к клиенту).
  2. Производите расчеты только по безналичной оплате.
  3. Совершайте денежные переводы только внутри одного банка.

  4. Позаботьтесь о сохранении всех документов, подтверждающих легальное поступление денежных средств на карту (зарплатный квиток, договор, накладные, счета и т.д.).
  5. Как бы ни смешно это было, но повысить лояльность банка к физическому лицу поможет наличие открытого в этом банке кредита или кредитной карты.
  6. По возможности используйте электронные платежные системы, например, Perfect Money или Advanced Cash.
  7. В случае, если у банка возникли вопросы к Вам, обязательно идите на контакт. В случае игнорирования с Вашей стороны, может сработать правило – молчит, значит виновен.

Что делать, если заблокировали счета в связи с ФЗ №115

Список негативных последствий в этом случае очень большой:

  • Расторжение договора с банком. Деньги, находящиеся на ваших счетах забрать можно, но открыть новый счет, вклад или взять кредит в этом банке не получится в течение 5 лет;
  • Невозможность предпринимателя вести хозяйственную деятельность (закупка товара, оплата счетов, выплата заработной платы и т. д.);
  • Потеря бизнес партнеров и многое другое.

Для разблокировки карты и счетов необходимо:

  1. Предоставить документы, подтверждающие законность получения денежных средств.
  2. Если таковые отсутствуют, то можно придумать причину, подтвердить которую заведомо невозможно. Например, покупка/продажа криптовалют. Однако практика прошлого года показала, что это работает не во всех банках. Так, Сбербанк не примет никаких объяснений, если они не подтверждены документально. Альфа-банк и Тинькофф готов в подобных случаях пойти навстречу своим клиентам, но лишь раз. Вторая подобная ситуация неминуемо приведет к блокировке.

Заключение

Не смотря на все очевидные выгоды и блага, которые государство рассчитывало получить после принятия Федерального закона №115:

  • Борьба и снижение коррупции в различных ветвях власти и государственных структурах;
  • Вывод из теневого (нелегального) бизнеса огромного количества денежных средств и перенаправление их в развитие экономики страны;
  • Предотвращение финансирования терроризма;

На практике выглядит все иначе и намного печальнее. По причине отмывания денег, услуги обслуживания и возврат денежных средств с банковских счетов стали невозможными и для добропорядочных граждан, предпринимателей, юридических лиц, которые честно ведут свои финансовые дела и вовремя платят налоги.

Требования банков о предоставлении различных документов, объяснений, выписок, подтверждающих легальность происхождения средств (во многих случаях честно заработанных), вызывает у людей, по меньшей мере, негодование, возмущение и огромный дискомфорт, что наталкивает на мысли о новой схеме государства отнять, обмануть, решить экономические трудности за счет собственности своего народа.

Во избежание различных неприятностей мы настоятельно рекомендуем соблюдать крайне простые правила, перечисленные нами выше. Это поможет вам сохранить долгосрочные и доверительные отношения с банками и значительно сократит вероятность применения по отношению к вам ФЗ №115.

Источник: https://timchenkoinvest.ru/fz-115-dlya-fizicheskih-lits/

115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”: ключевые выдержки из закона

Закон 115 фз есть ли административная ответственность

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

КатегорияСубъекты
Физические лицаРоссийские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предпринимателиКредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

СуммаСуть операции
≥600 тыс. рубОперации с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн рубСделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. рубПолучение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн рубОперации организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммыОдин из участников сделки – лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г.

Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и  несоответствие сделки целям деятельности компании.

Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

ОбязанностьСубъектИнформация
Идентификация клиентаФизическое лицо
  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  • Адрес места регистрации или пребывания.
  • ИНН (при наличии).
Юридическое лицо
  • Наименование.
  • Организационно-правовая форма.
  • ИНН или код иностранной организации.
  • ОГРН.
  • Адрес регистрации.
  • Информация о бенефициарных владельцах.

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности – в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Источник: http://prorko.ru/spravochnik/fz-115-ob-otmyvanii-dohodov/

Последствия блокировки счета по 115-ФЗ для ИП и компаний

Закон 115 фз есть ли административная ответственность

На сегодняшний день особенно остро стоит тема блокировки счетов банками в рамках исполнения требований закона №115-ФЗ, принятого в целях противодействия финансированию терроризма и отмыванию незаконно полученных денежных средств. О причинах блокировки и способах борьбы с ними мы уже писали ранее (активные ссылки на прошлые статьи), пришло время поговорить о последствиях отключения счетов на основании требований закона 115-ФЗ.

Увы, многие компании и в особенности предприниматели весьма равнодушно относятся к блокировке счетов по положениям «антитеррористического». Каждый считает, что легко сменит банк на менее подозрительный и с более простыми требованиями (читать: нарушающий закон), после чего свободно продолжит свою работу в дальнейшем.

Но не все так просто!

Мгновенные последствия блокировки счета по 115-ФЗ

Если банк приостанавливает операции по основаниям «антиотмывочного» закона, то компания или предприниматель тут же получают достаточно серьезный удар по своей деятельности.

  • Замораживаются текущие операции;
  • Затрудняется ввод и вывод денег со счетов;
  • Страдают операции с контрагентами;
  • «Подвисают» денежные средства, размещенные на счетах.

Если компания использует один единственный счет, на котором находятся все доступные для нее деньги, то блокировка счета по ст. 115-ФЗ буквально парализует ее работу. А решение вопросов с банком займет не менее 3 рабочих дней или даже больше.

Если владелец счета сможет обосновать экономический смысл операции и представить все имеющиеся документы, то обслуживание счета будет возобновлено.

В остальных же случаях банк откажет в обслуживании. Денежные средства или будут возвращены отправителю, или могут остаться в «замороженном» виде, после чего их владелец долго и нудно через суд будет доказывать отсутствие нарушений.

Какие последствия блокировки счета грозят в дальнейшем?

Если счет заблокирован – это не просто отказ в обслуживании в конкретном банке. Это – серьезное пятно на репутации, которое скажется как на физическом лице, если оно ведет деятельность как ИП, так и на всей компании в целом при блокировке счетов фирмы.

В случае серьезных проступков, а именно не подтверждения законности происхождения подозрительных средств и очень сомнительного контрагента, с кем фирма или ИП проводили операции, есть серьезный риск оказаться в «черных списках», которые ведутся Росфинмониторингом и ЦБ РФ.

Если предприниматель или компания попадут в такой список по подозрению в финансировании терроризма или отмывании денежных средств, то:

  • В обслуживании в любом мало-мальски серьезном и соблюдающем законы банке вам будет отказано;
  • Ни один контрагент не захочет ни получать от вас деньги, ни отправлять их вам, поскольку рискует попасть «на прицел» только лишь из-за операций с вами.

И вовсе необязательно действительно иметь связи с терроризмом – достаточно просто совершить несколько сделок «не с тем» контрагентом, ранее замеченным в подозрительных операциях, или же по доброте душевной согласиться принять и обналичить крупную сумму денег от партнера или знакомого.

В итоге:

  • ИП получает «черную метку» на обозримые 3-5 лет, при этом сложности с банковским обслуживанием возникнут не только в качестве бизнесмена, но и в качестве физического лица. Банки не смогут открывать ему частные счета, продлевать действия имеющихся карт и даже кредитовать гражданина, «попавшегося» в рамках 115-ФЗ.
  • Компании придется свернуть деятельность, так как без действующих счетов фирме работать практически невозможно. Перерегистрация будет возможна лишь с новым учредителем, поскольку сведения о них так же попадают в списки ЦБ РФ и Росфинмониторинга.

Какая еще ответственность грозит за нарушение 115-ФЗ?

Возможные варианты ответственности зависят от истинной роли и осведомленности о сомнительных операциях.

Если компания или ИП сознательно участвовала в серой схеме обналички, то стоит ожидать как налоговых санкций, так и привлечения к ответственности в административном или даже уголовном порядке.

В случае же неосмотрительных операций, по которым просто не было возможности представить документацию или вовремя выполнить требования банка, можно отделаться лишь отказом в обслуживании в отдельно взятом банке.

В любом случае блокировка счета по 115-ФЗ крайне серьезна и если вы с ней столкнулись – обязательно проконсультируйтесь с нашими юристами как можно скорее!

Источник: https://jurist-info.ru/articles/posledstviya-blokirovki-scheta-po-115-fz-dlya-ip-i-kompanij

Суть 115 фз О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Закон 115 фз есть ли административная ответственность

Последнее обновление: 09.02.2021

К сожалению, российскому бизнесу не чуждо такое понятие, как «отмывание денежных средств». Зачастую это происходит для того чтобы уйти от налогов. Но, государство должно и обязано с этим бороться. Поэтому в августе 2001 года был принят соответствующий закон.

Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения

В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

  • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
  • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
  • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
  • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали.

Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк.

Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам  Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

Обзор самых важных его статей и частей

Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

  • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
  • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

В ст. 7 115-ФЗ говорится о правах и обязанностях юридических лиц, осуществляющих в ходе своей деятельности операции с денежными средствами, как наличным, так и безналичным способом. В пункт 3 ч. 1 ст.

7 115 ФЗ, и в других пунктах данной статьи говорится о том, что прежде чем осуществить работу с денежным средствами, организация, осуществляющая такие операции, должна идентифицировать клиента.

Далее приводятся различные методы идентификации, в зависимости от юридического статуса клиента.

  • В главе 3 этого федерального закона говорится об организации деятельности по борьбе с легализацией преступных доходов;
  • Глава 4 содержит в себе нормы международного сотрудничества в сфере действия данного закона;
  • Глава 5 – это заключительные положения. В п. 4 ст. 13 ФЗ 115 говорится об ответственности, к которой будет привлекаться те, кто нарушает действия данного закона.

Даже при тщательном изучении данного закона, могу возникнуть проблемы с кредитными учреждениями. Если счёт будет заблокирован из-за сомнительности сделки, то ожидать скорых денежных операций не стоит.

История редакций и изменений закона

Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.

Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.

Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2021 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.

Изменения 2021-2021 года

В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2021 году кратко:

  • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
  • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
  • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
  • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
  • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

В марте текущего года вступила в силу 57 последняя редакция закона.

Внесённые изменения затрагивают организации, входящие в банковскую группу или в банковский холдинг, а также адвокатов, нотариусов и других, которые оказывают услуги юридического и бухгалтерского характера.

Все они, имея соответствующее распоряжение от своего клиента, совершают операции с денежными средствами, порой довольно крупными суммами.

Для организаций, которые входят в банковские объединения или холдинги, данные изменения носят исключительно положительный характер. В отношении остальных есть несколько негативных моментов.

В частности, они теперь также могут применять меры по блокировке счёта своего клиента. Данные поправки вступили в силу уже через 18 дней после того, как были вынесены на обсуждение.

Адвокаты, нотариусы и прочие, не успели к ним подготовиться, что привело к неудобствам именно для них.

То есть, для этих субъектов до сих пор нет ясности, как им исполнять новые обязанности, а также фиксировать факт их выполнения. Поэтому всем вновь описанным субъектам необходимо:

  • пройти обучение в разумные сроки, либо провести внеплановый инструктаж в трёхдневный срок. То есть, до 21 марта пройти обучение по новым правилам должны были уполномоченные сотрудники организаций, входящих в банковские объединения и холдинги;
  • все адвокаты, нотариусы и прочие, должны обновить свои правила внутреннего распорядка. Сделать это нужно было до 18. 04. Текущего года. То есть, им был дан всего месяц.

Если субъект участвует в программе «Добровольное сотрудничество с Росфинмониторингом», то ему рекомендуется:

  • обновить свой личный кабинет в соответствии с полученными изменениями;
  • пройти дополнительное обучение;
  • полученные знания нужно будет использовать при заполнении отчета о результатах внутреннего контроля. Соответствующий раздел есть в Личном кабинете.

По мнению многих, кто по роду деятельности связаны с Законом № 115-ФЗ и имеет соответствующую практику, принятые изменения являются лишними и избыточными.

Что делать если заблокировали банковский счет по 115-ФЗ: инструкция

Согласно нормам Закона № 115-ФЗ бане имеет право заблокировать счета своего клиента.

Причин может быть несколько. В частности:

  • есть подозрения, что один из клиентов является террористом;
  • сумма операции составляет 600 тысяч рулей и более;
  • сделка проводится по поручению лиц, которые находятся в розыске;
  • у российского банка появились подозрения в том, что документы, которые переданы в кредитное учреждение для подтверждения, не являются подлинными;
  • счётом клиента заинтересовались налоговики, и по их просьбе произошла блокировка;
  • большое количество операций осуществляется предприятием в пользу некоего физического лица.

Блокировка расчётного счёта для большинства является неприятным сюрпризом. Клиент узнаёт об этом сразу же, как только деньги замораживаются. Невозможно провести никакие операции, даже вывести деньги со счёта на свою личную банковскую карту. Необходимо сразу же обращаться в банк.

Потом нужно составить заявление с просьбой указать причину блокировки. Устно её сообщать никто не будет. Максимум, что скажут, то, что счёт заморожен на основании Закона № 115-ФЗ. В письменном виде дадут более полный ответ.

Проверка будет осуществлять уполномоченными органами примерно 1,5 месяца. В течение этого периода никакие операции с деньгами проводить не получится. Чем быстрее клиент представит подтверждающие документы, тем быстрее счёт будет разблокирован.

Нередко клиенты поступают следующим образом. Они не дожидаются окончания проверки, а закрывают счёт. Потом открывают другой счёт, в другом банке, и сразу же проводят все свои операции. Как только договор с банком расторгается, клиент получает на руки всю заблокированную ранее сумму денежных средств.

В данном контексте хотелось бы сказать о некоторых банках, которые при закрытии счета по инициативе клиента могут удерживать неустойку в размере до 10% от суммы хранящейся на счете. Обычно такие условия прописываются в первичном договоре. В качестве примера можно привести МодульБанк и Тинькофф Банк.

Но необходимо понимать, что нужно делать, если счёт заблокирован, а операции проводить необходимо. Как только счёт блокируется, эта информация поступает во все банки. Поэтому быстро открыть счёт в другом кредитном учреждении может не получиться. Чтобы получить доступ к своим средствам в кратчайшие сроки, необходимо предпринять следующие действия:

  • обратиться в банк с письменным заявлением об уточнении причины блокировки счёта;
  • пока клиент ждёт ответа, он может подготовить все документы, которые могут подтвердить, что совершаемая операция является «чистой»» и не попадает под действия Закона № 115-ФЗ;
  • если причиной блокировки является судебное решение, то необходимо подготовить апелляцию и подать её в вышестоящий суд. Возможно, произошла ошибка, суд это увидит, и счёт будет разморожен в кратчайшие сроки;
  • если никаких поводов для блокировки, по мнению клиента не было, а банк на контакт не идёт, рекомендуется обратиться в юридическую фирму, которая оказывает услуги в данной области. Консультация опытного специалиста поможет быстрее разобраться в проблеме;
  • если нет надежды на разблокировку, то можно закрыть счёт, забрать все деньги, обратиться в другой банк. Как только счёт будет закрыт, а договор с кредитным учреждением расторгнут, можно спокойно обращаться в другой банк. Они не откажут в открытии счёта.

Но чтобы избежать заморозки счёта, необходимо следовать некоторым простым правилам. В частности, банки «не любят»:

  • когда у одной организации есть несколько счётов, и разные операции совершаются при помощи разных счетов. Лучше иметь один счёт и пользоваться им постоянно;
  • у клиента «массовый» юридический адрес;
  • директор находится в возрастной группе до 22 лет или он старше 60 лет;
  • один из учредителей входит в состав учредителей других фирм;
  • неясно и нечётко сформулировано назначение платежа;
  • руководитель не общается с представителями банка, не выходит на связь;
  • низкий налог к оплате по конкретному виду деятельности;
  • штат предприятия состоит только из генерального директора.

Чтобы избежать блокировки, необходимо, чтобы банк «полюбил» клиента. Нужно использовать один только чёт для абсолютно всех операций. Максимум – иметь 2 счёта. Директора нужно назначить среднего возраст – примерно 30 – 50 лет, лучше с высшим образованием  опытом работы в данной области. Тогда будет точно ясно, что он не «подставное» лицо.

Свою деятельность нужно вести как можно прозрачно, иметь на руках все документы, которые могут подтвердить, что сделка законна, нет оснований для заморозки счёта. Тогда можно обойтись «малой кровью» и банк даст доступ к средствам в кратчайший срок.

Стоит быть внимательным! Лучше держать некую сумму денежных средств на счёт в другом банке. Это поможет «выкрутиться», если банк вдруг заморозит счёт.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/115-fz-sut-i-izmeneniya/

Ответственность банка за нарушение 115-ФЗ

Закон 115 фз есть ли административная ответственность

Ответственность банка за нарушение 115-ФЗ

27 июня вступает в силу последняя редакция 115-ФЗ, призванного противодействовать отмыванию грязных доходов и терроризму, который был принят в 2001 году.

Поэтому мы решили посвятить пост этому закону, а точнее тому, как банки злоупотребляют этой нормой права и что с этим можно сделать (информация будет полезна юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и самозанятым, которые имеют расчётные счета в российских банках и проводят там различные финансовые операции).

Данный документ предусматривает (впрочем, как и раньше) ответственность банка за нарушение 115-ФЗ, а также то, какие могут быть приняты меры к банку за нарушение 115-ФЗ.

На деле он стал удобным подручным инструментом извлечения дополнительной прибыли для некоторых не очень принципиальных, но весьма сообразительных кредитных организаций.

Они блокируют подозрительные (по их мнению) транзакции клиентов, приостанавливают операции, закрывают счета, опираясь на 115-ФЗ и положение № 375-П, регламентирующее требования к борьбе с отмыванием доходов, которое Банк России утвердил в 2012 году.

Это же положение содержит список признаков подозрительных операций, который, кстати, продолжает расти.

С одной стороны, да, закон и положение обязывают банки противодействовать терроризму, выявляя сомнительных бизнесменов и их расходы/доходы, в противном случае им грозят административная ответственность, серьёзные денежные штрафы и особый интерес Банка России.

С другой – количество вариантов трактовок и блокировок растёт и ширится, нанося при этом ущерб репутации вполне ответственных компаний и добропорядочных бизнесменов.

Попасть в чёрный список, лишиться банковского обслуживания можно случайно, буквально ни за что. Отменить «санкции», конечно, тоже можно, но сложно. Поэтому лучше разобраться в вопросе досконально. Мы предлагаем сделать это по пунктам:

  • как банки злоупотребляют 115-ФЗ;
  • можно ли их наказать за такое злоупотребление;
  • какая предусмотрена ответственность за нарушение этого закона, направленного на борьбу с отмыванием доходов и терроризмом.

Как банки злоупотребляют 115-ФЗ

Мы не откроем Америку, если скажем, что зачастую кредитные организации слишком вольно трактуют данный закон. Бизнесмены, те, что успели испытать на себе действие «антиотмывочного» документа, а вслед за ними и СМИ окрестили происходящее «охотой на ведьм», «ограблением по закону».

Кто же он – пресловутый «сомнительный клиент»? Под это понятие рискует попасть любой и каждый. Для наглядности приведём лишь один пример: в число подозрительных попала операция Г. А. Тосуняна, занимающего ни много ни мало пост главы Ассоциации российских банков.

Но речь идёт не только о формальном подходе или перестраховке. Помимо содержания огромного списка подозрительных признаков, п. 5.2 положения (о котором мы говорили выше) разрешает банкам дополнять его по своему усмотрению, то есть даёт полную свободу действий. И находчивые банки дописывают, расширяют перечень сомнительных и неблагонадёжных.

Кроме того, банкиры умело используют и некоторые другие статьи закона. Если операция клиента квалифицирована как подозрительная, к ней может быть применён заградительный тариф. Напомним, этот тариф может превысить стандартный размер в 5–20 раз. Грабительская комиссия? Нет, всё по закону.

10, а то и 20 % средств удерживают при переводах или закрывая договоры на обслуживание.

Так, закон должен был наделить банки расширенными полномочиями для борьбы с легализацией незаконных доходов и терроризмом, а по факту предоставил отличный финансовый инструмент. Хотя всё это, на наш взгляд, очень похоже на шантаж и злоупотребление.

Для добросовестного бизнеса (особенно мелкого и среднего) это чревато многим, иногда практически всем. Отсутствие «оборотки» влечёт за собой невозможность расплатиться с контрагентами, выдать сотрудникам зарплату, суды, штрафы, вероятное банкротство.

На требование вернуть деньги банк отвечает согласием, но – за комиссию 10–20 % от объёма финансов, лежащих на счёте. Что-то напоминает? Обычно именно так террористы требуют выкуп.

В довесок «подозрительная» компания получает негативную репутацию во всей банковской сфере. Банк обязан передать информацию о сомнительной сделке по следующей схеме: Росфинмониторинг – Банк России – территориальные подразделения Банка России – все кредитные организации страны.

Так «слух» о подозрительной компании менее чем за неделю доходит до всех банков, а компания попадает в чёрный список что, в свою очередь, существенно ограничивает доступ к банковским услугам на всей территории страны.

Какую ответственность понесёт банк за нарушение 115-ФЗ

Да, предусмотрена административная ответственность банка за нарушение 115-ФЗ. Это может быть штраф, предупреждение от Банка России. Ответственность банка за повторное нарушение 115-ФЗ более серьёзная.

У него могут отозвать лицензию. И такая мера уже была применена не к одному десятку учреждений. Разумеется, они стараются перестраховаться и продолжают требовать комиссионные с добропорядочного бизнеса.

Но у медали есть и другая, парадоксальная, сторона: тех, с кем призывает бороться 115-ФЗ, «не смеют задерживать» после щедрой оплаты комиссии.

Можно ли наказать банк, если он злоупотребляет 115-ФЗ

До сих пор мы говорили об ответственности банка за нарушение 115-ФЗ перед законом. Можно ли наказать банк, если он злоупотребляет 115-ФЗ? Адекватного наказания пока нет.

Но как быть, если банки пользуются своим правом, предоставленным этим самым документом, во вред потребителю? Как поступить, если против вас применили столь мощный рычаг давления?

Не стоит воспринимать это как частный случай. Специалисты уже видят здесь геометрическую прогрессию. Это превращается, точнее уже превратилось, в систему, порочный круг, в который не хочет попасть ни один предприниматель.

Незаконность блокировок нужно и можно подтверждать в суде. Анализ судебной практики выглядит вполне оптимистично: 61 % исков о неправомерности приостановок транзакций, которые были предъявлены к банковским организациям клиентами, попавшими в чёрный список, было разрешено в пользу истцов.

И число гражданских споров «клиент-банк», связанных с 115-ФЗ, растёт с каждым годом. Сегодня банку достаточно формально сослаться на один из множества подозрительных признаков, чтобы приостановить платёж, даже не запрашивая дополнительных документов.

Бизнес несёт убытки, и, конечно, есть предприниматели, которые отстаивают свои права в суде. А есть и те, которые не обращается в судебные инстанции. Возможно, какая-то часть из них действительно имела отношение к некоей противоправной деятельности. Но многие просто не связываются, боясь проиграть спор, не имея должной юридической поддержки.

Юристы сервиса «Unblock.money» оказывают квалифицированную помощь по всем вопросам, касающимся 115-ФЗ. Они владеют полной, достоверной и актуальной информацией, а главное – изучают практику разных арбитражных судов, которые порой выносят неожиданные решения.

В арбитраже банку придётся доказывать сомнительность операций клиента. А если он этого сделать не сможет, то с него можно взыскать все понесённые убытки по причине блокировки счёта.

03.07.2021

Банк запрашивает документы по 115-ФЗ

Источник: https://unblock.money/stati/otvetstvennost-banka-za-narushenie-115-fz/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: