Система и источники исполнительного производства как отрасли права

Система исполнительного права

Система и источники исполнительного производства как отрасли права

В юридической науке является устоявшейся и всеобще признаваемой точка зрения о том, что эффективность правоприменительной деятельности органов судебной системы находится в прямой зависимости от того насколько полно и эффективно претворяются в жизнь вынесенные в рамках судебного разбирательства решения соответствующих юрисдикционных органов.

Исключительно важное значение в соответствующей сфере имеет система исполнительного права, нормы которой регулируют вопросы принудительного исполнения судебных актов. Определять исполнительное право в современной юриспруденции принято следующим образом:

Определение 1

Исполнительное право – совокупность процессуальных юридических предписаний, направленных на урегулирование процедуры исполнительного производства в Российской Федерации, представляющего, в свою очередь, установленный порядок деятельности органов и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и иных уполномоченных на принудительную реализацию судебных актов органов государственной власти.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

При этом актами, реализация содержания которых происходит в процессе исполнительного производства, признаются:

  • Выдаваемые на основании принимаемых решений судами общей юрисдикции и арбитражными судами исполнительные листы;
  • Судебные приказы, имеющие силу исполнительного документа;
  • Нотариально удостоверенные соглашения о выплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей;
  • и т.д.

Таким образом, исполнительное право выступая самостоятельным юридическим массивом характеризуется тесным взаимодействием структурных элементов, что обуславливает необходимость детального изучения системы исполнительного права.

Система исполнительного права как отрасли права

Рассматривая вопрос о системе исполнительного права как самостоятельной отрасли права, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в качестве его основных системных элементов выступают юридические нормы и их объединения.

При этом система отрасли исполнительного права, в целом, характеризуется традиционным выделением структурных элементов в рамках двух основных частей – общей и особенной.

Общая часть исполнительного права содержит в себе основополагающие юридические предписания, имеющие отношения ко всей процедуре исполнительного производства. В том числе, в рамках общей части исполнительного права принято выделять следующие институты:

  • Предмет и принципы исполнительного права;
  • Участники правоотношений, связанных с принудительным исполнением соответствующих актов;
  • Перечень исполнительных документов;
  • Процедура исполнительного производства, в том числе выделяемые стадии, сроки и вопросы извещения должника;
  • и т.д.

В свою очередь, особенную часть исполнительного права составляет совокупность юридических предписаний, направленных на регулирование особенностей реализации различных исполнительных документов по основным категориям взыскания, а также в отношении различных субъектов.

В частности, институтами особенной части исполнительного права признаются группы норм, регулирующий вопросы обращения взыскания на имущество должника-организации, должника-гражданина, особенности обращения взыскания на отдельные виды имущества должника и т.д.

Система исполнительного права как науки и учебной дисциплины

Рассматривая исполнительное право в качестве самостоятельной сферы научного знания необходимо обратить внимание на то, что в таком качестве исполнительное право представляет собой не совокупность юридических норм, а систему определенных знаний, понятий, положения о разного рода правовых явлениях, связанных с осуществлением процедуры исполнительного производства.

В этой связи, в качестве элементов системы исполнительного права, рассматриваемой в качестве научного направления, предлагается выделять три элемента:

  1. Исторических элемент, рассматривающий процесс становления и развития исполнительного производства, в том числе генезис законодательства в соответствующей сфере, формирование системы органов принудительного исполнения и т.д.;
  2. Догматический элемент, содержание которого призвано объяснить с научной точки зрения особенности организации определенных элементов исполнительного производства и их правового регулирования в соответствующей сфере;
  3. Практический элемент, в рамках которого наука исполнительного права исследует определенные аспекты прикладной правоприменительной деятельности в рассматриваемой сфере, определяет тенденции развития и формулирует рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в сфере исполнительного производства;

Замечание 1

При этом необходимо обратить внимание на то, что все вышеназванные элементы науки исполнительного права не существуют изолированно друг от друга, напротив – они находятся в неразрывном единстве, будучи взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга и оказывая влияние как на формирование системы исполнительного права, как отрасли права, так и на становление исполнительного права как учебной дисциплины.

В свою очередь, система исполнительного права как преподаваемая в высших учебных заведениях юридической направленности учебная дисциплина, выстроена таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать усвоению знания об исполнительном праве как отрасли права, законодательства и сферы научных знаний.

Таким образом, рассмотрев отдельные проявления системы исполнительного права, в том виде, в котором они понимаются в современной юридической науке представляется целесообразным сделать вывод об исключительной важности и достаточной распространенности соответствующей сферы законодательства и научного знания в окружающей действительности, ввиду необходимости обеспечения реального исполнения решений, принимаемых в установленном порядке юрисдикционными органами.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sistema_prava_i_ee_struktura/sistema_ispolnitelnogo_prava/

Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения

Система и источники исполнительного производства как отрасли права

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником.

Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение.

Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. – М.: ООО “ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ”, 2021).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству.

А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала.

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”.

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудитель­ном исполнении судебных актов и актов других органов.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Важно отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует по­рядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Цели исполнительного производства:

  • защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
  • обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

О добровольном исполнении

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ispolnitelnoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Исполнительное право: понятие, сущность

Система и источники исполнительного производства как отрасли права

Право исполнительного характера занимается контролем правоотношений, которые появляются в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или интерес охраняемый законом, оспоренный или нарушенный должником и при этом подтвержденный юрисдикционным документом, получает свою реализацию через определенный государственный механизм принуждения.

Единства в системной концепции, а также теории исполнительного права нет.

Точки зрения касательно места исполнительного права и его норм, который занимаются регулированием в системе российского права чаще всего диаметрально противоположны: от обоснования комплексного характера норм исполнительного законодательства, существования отрасли с производством исполнительного характера до определения исполнительного производства, как гражданской стадии судопроизводства и включения норм исполнительной направленности в гражданское процессуальное право.

Замечание 1

Данная разноплановость тесно связана с тем, что до момента вступления в силу 1997 года 6 ноября федеральных законов о судебных приставах и об производстве, которое имеет исполнительный характер и контролировалось гражданским процессуальным законодательством и являлось частью гражданского процесса, его стадией заключения.

Законы ГПК

Законы ГПК, которые вступили в силу с 2003 года 1 февраля, а также Федеральный закон об производстве исполнительного характера подорвали устоявшееся за десятилетия в российской юридической литературе положении о исполнении судебных решений и других юридических документов что в свое время стало завершающей, заключительной стадией гражданского процесса. Сами органы исполнительной направленности в связи с реформой проведенной в 1997 году были не только переименованы, превратившись из судебных исполнителей, подчиненных судам, в судебных приставов-исполнителей, контроль судебного характера за которыми ограничивается предусмотренной законом возможностью оспаривания в судебном порядке их действий (как и деяний любых других должностных лиц в нашем государстве), но и смогли получить совершенно новое качество.

Опиши задание

Исполнительное право

На современном этапе исполнительное право в Российской Федерации является системой процессуальных правовых норм, занимающихся контролем установленного закона порядком деятельности судебных приставов-исполнителей, а также других органов по реализации документов в принудительном характере, закрепленных в статье 12 Федерального закона об исполнительном производстве. Право исполнительной направленности представляет собой процессуальную отрасль, потому что в процессе регулирования исполнительных правоотношений законодатель придает форме особое значение, процессуальности.

Определение 1

Что касается термина «процесс», то он понимается как система, определенная форма отношений, которые тесно связаны с применением принудительной силы государства.

Если брать за критерий деления отраслей на процессуальные и материальные предмет регулирования, то получится достаточно удобно пользоваться следующей схемой.

В случае, когда материальное право контролирует общественные отношения, существующие вне правоприменительной деятельности государственных органов и общественности, то право процессуальной направленности регламентирует отношения общественного характера по поводу правоприменительной и правотворческой деятельности.

Определение 2

Процессуальное права как наука представляется прежде всего, как наука о формах, которой присуща достаточно высокая степень постоянства. Практически любой порок данной формы, нарушение правил процедурного характера во время исполнения документов юридической направленности приводит к ничтожности исполнительного действия.

Вывод 1

Итак, исполнительное право является системой целостной совокупности норм, которые занимаются контролем исполнения юрисдикционных документов не уголовного характера, являясь при этом самостоятельной процессуальной отраслью российского права. Исполнение документов судебного характера, урегулированное исполнительными нормами права, является по своему существу, тем конечным результатом, по которому можно судить о эффективности всей деятельности правоохранительного характера.

Замечание 2

Исполнительное право, как и любая другая отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования, специфический метод правового контроля, свою нормативную базу.

Право исполнительной направленности характеризуется особыми принципами, которые составляют нормативно установленные основополагающие начала исполнительного производства.

Это право регулирует специальных субъектов — участников исполнительного производства.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ispolnitelnoe-proizvodstvo/ispolnitelnoe-pravo/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: