Результаты новой пенсионной системы

Содержание
  1. “О справедливой пенсионной системе”
  2. Непосильное пенсионное бремя — миф
  3. Не бухгалтерский вопрос
  4. Сценарный прогноз
  5. Пенсионная реформа России 2021-2024 годов
  6. Цель проводимой реформы и её этапы
  7. Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен
  8. Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся
  9. Замена накопительных пенсионных начислений с 2021 года
  10. Индексирование пенсии в 2021-2024 годах
  11. Последние новости и изменения в пенсионной реформе
  12. Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы
  13. Пенсионная реформа в России (2015-2021 гг.)
  14. Когда началась и когда заканчивается
  15. Какие годы попадают
  16. Суть новой пенсионной реформы – основные направления
  17. Балльная система начисления пенсии
  18. Основная формула расчёта пенсии
  19. Что даёт пенсионная реформа военнослужащим
  20. Пенсионная реформа 2021 для судей РФ
  21. Педагоги, выслуга лет и пенсионная реформа
  22. Пенсионная реформа для медиков
  23. Работающие пенсионеры и новая пенсионная реформа
  24. Новшества 2021 года — плюсы и минусы новой пенсионной реформы
  25. Плюсы
  26. Минусы
  27. Пенсионная реформа 2021
  28. Пенсионная реформа в России
  29. Что изменится?
  30. Причины новой пенсионной реформы
  31. Изменения в пенсионном возрасте
  32. Выплата накопительной пенсии — изменения в 2021 году
  33. Гарантированный пенсионный план

“О справедливой пенсионной системе”

Результаты новой пенсионной системы

Журнал Эксперт №24 11-17 июня 2021

Полную версию исследования, по которому написана эта статья, можно прочитать тут.

Реформа пенсионной системы постоянно обсуждается в правительстве РФ и в экспертном сообществе. Нередко дискуссия выплескивается в публичное пространство. Конкретных решений пока нет, но нетрудно заметить, что эта тема крайне болезненно воспринимается российским обществом.

Прежде всего потому, что имевшиеся попытки выстраивания долгосрочной модели пенсионной системы в нашей стране нельзя признать успешными.

У неискушенного наблюдателя может создаться впечатление, что пенсионная реформа — чуть ли не ключевой элемент экономической повестки, от которого зависит успешное развитие экономики в ближайшие годы. Но так ли это?

Необходимость скорейших изменений в модели пенсионного обеспечения обосновывается тремя основными тезисами.

Тезис первый — демографический, основывающийся на том, что численность населения в трудоспособном возрасте быстро снижается и при текущих параметрах пенсионной системы (прежде всего это возраст выхода на пенсию) пенсионная нагрузка на экономику и работающих граждан может стать неприемлемо высокой.

Тезис второй — бюджетный: растущие объемы трансферта в пенсионную систему (так называемый дефицит бюджета Пенсионного фонда России, ПФР) являются непосильным бременем для государственных финансов.

Тезис третий — структурный, утверждающий, что механизмы выхода на пенсию несовершенны и в системе слишком много пенсионеров-льготников. В качестве радикального способа решения этих проблем зачастую рассматривается форсированное повышение пенсионного возраста.

Однако пенсионная система — это еще и важный элемент экономики, оказывающий влияние на ее развитие по целому ряду каналов.

Поэтому и действия по реформированию пенсионной системы следует рассматривать с точки зрения комплексного воздействия на экономическую динамику.

Попытки решения фискальных задач на основе изменения параметров пенсионной системы несут долгосрочные риски, главный из которых — подрыв доверия к социальной политике государства в обществе.

Рассмотрим теперь каждую из групп аргументов в пользу радикальной пенсионной реформы более подробно.

Непосильное пенсионное бремя — миф

Перспективная демографическая ситуация в России отнюдь не выглядит катастрофической. Реальная демографическая нагрузка, на наш взгляд, определяется не динамикой населения в трудоспособном возрасте, а соотношением числа иждивенцев и занятых. А здесь в ближайшие десятилетия все будет не так плохо (см. график).

В 2021 году этот показатель был равен 103%, то есть на 100 занятых в экономике приходилось 103 иждивенца, к которым относятся и неработающие пенсионеры, и дети, и безработные, и экономически неактивное население трудоспособного возраста.

Даже в самых жестких демографических сценариях уровень демографической нагрузки, рассчитанный таким образом, к 2050 году не превысит уже фиксировавшихся в конце 1990-х годов значений.

И это без учета роста производительности труда в последние пятнадцать лет и ее прогнозируемого роста в период до 2050 года.

Если же обратиться к межстрановым сопоставлениям, то можно сделать вывод, что текущий уровень демографической нагрузки в РФ весьма умеренный.

Например, уже сейчас в Польше соотношение числа иждивенцев и занятых превышает 130%, во Франции — 150%, в Финляндии — 120%.

В России же, по нашим оценкам, уровень 120% может оказаться превышен лишь на рубеже 2030-х годов, а нынешний польский уровень — лишь в 2040-е годы.

Не чрезмерно высок и уровень пенсионной нагрузки на российскую экономику. Даже в условиях экономической стагнации 2014–2021 годов объем пенсионных выплат в нашей стране не превышал 7,5% ВВП. Для сравнения: в наиболее развитых странах ЕС (Германия, Франция, Италия) этот показатель составлял 12–17% ВВП, в странах Восточной Европы (Румыния, Чехия, Польша) он находился в диапазоне 8–12% ВВП.

Нагрузка страховыми платежами на российскую экономику (7,1% ВВП в 2021 году) тоже не может рассматриваться как сверхвысокая.

Например, в наиболее экономически развитых европейских странах с преимущественно солидарной пенсионной системой она существенно выше, чем в России: в Германии — 17% ВВП, во Франции — 19%, в Италии — 13%.

В странах Восточной Европы ее минимальный у ровень отмечается в Болгарии (около 8% ВВП), но для сопоставимой с Россией по душевому ВВП Польши равен уже 14% ВВП.

Таким образом, Россия направляет на пенсионное обеспечение относительно небольшой объем ресурсов. При этом очевидно, что при текущем уровне оплаты труда в нашей стране (средняя зарплата в 2021 году — 39 тыс.

рублей, медианная — 30 тыс.

) даже достижение рекомендованного Международной организацией труда уровня замещения пенсиями 40% зарплат не способно обеспечить приемлемый уровень жизни для большинства российских пенсионеров.

Еще одно следствие низкого уровня оплаты труда в российской экономике — невозможность формирования сколько-нибудь значимого обязательного накопительного компонента пенсионной системы.

Для подавляющей части населения РФ попытки заставить население формировать пенсионные накопления могут приводить только к снижению уровня потребления, которое по своей структуре, с преобладанием в ней продуктов питания и обязательных платежей, носит архаичный характер.

В текущих условиях накопительные пенсионные программы могут иметь добровольный либо корпоративный характер, обеспечивая возможность сбережения для наиболее обеспеченных слоев населения.

Необходимо также отметить, что существование пенсионеров-досрочников вряд ли можно назвать фактором, который способен резко негативно влиять на экономику. По состоянию на начало 2021 года среди получателей пенсий по возрасту только 6,8% не достигли официальных границ пенсионного возраста.

Более того, в последние годы доля пенсионеров-досрочников сокращается: еще в начале 2008-го их было 12,2%.

Не бухгалтерский вопрос

Ключевой вопрос при обсуждении пенсионной реформы — изменение пенсионного возраста — связан прежде всего с обеспечением социальной справедливости.

Движение границ выхода на пенсию — это не просто изменение объема выплат пенсионерам.

Это действие, которое влечет за собой целый шлейф социально-экономических последствий, связанных со структурой занятости, доходов населения, системой социальной поддержки. И оценивать эти последствия надо комплексно.

Если рассматривать вопрос пенсионного возраста с точки зрения демографии, то сейчас сложился определенный дисбаланс, связанный, во-первых, с различиями в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, во-вторых, с очень высоким уровнем смертности в России.

Ожидаемая продолжительность жизни женщин после достижения пенсионного возраста равна 26 годам, тогда как у мужчин аналогичный показатель составляет лишь 16 лет. Вероятность дожития до пенсии 20-летних женщин — 0,92, мужчин — 0,70.

Если для российских женщин демографические показатели, характеризующие пенсионный возраст, находятся на уровне наиболее экономически развитых европейских стран, то у мужчин они до сих пор неприемлемо низки.

Таким образом, никаких разумных демографических аргументов для немедленного повышения пенсионного возраста у мужчин нет.

С учетом демографических характеристик может обсуждаться повышение границ выхода на пенсию для женщин, однако поднятие этой планки лишь для слабого пола вряд ли будет воспринято в обществе однозначно.

К тому же здесь могут возникнуть нежелательные косвенные эффекты — в частности, может снизиться рождаемость: не секрет, что многие женщины сегодня принимают решение завести ребенка в расчете на помощь моложавых бабушек-пенсионерок.

Если же процесс изменения возраста выхода граждан на пенсию все-таки будет запущен, он должен быть плавным, чтобы планка повышалась на несколько месяцев в год.

Долгосрочные демографически обоснованные ориентиры для возможного повышения пенсионного возраста, согласно нашим расчетам, таковы: 62 года у мужчин и 60 лет у женщин. Эта планка новых пенсионных возрастов должна быть плавно достигнута к 2035 году.

К этому периоду могут быть достигнуты приемлемые уровни ожидаемой продолжительности жизни при достижении новых границ пенсионного возраста и вероятности дожития до них.

При более быстром изменении этих границ произойдет существенное ухудшение демографических характеристик для населения пенсионного возраста (снижение ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и вероятности
дожития до нее).

Повышение возраста выхода на пенсию тесно связано с состоянием рынка труда. Смогут ли люди старших возрастов при увеличении границ выхода на пенсию иметь работу, да еще обеспечивающую приемлемый уровень доходов? Если уровень занятости и оплаты труда в этих группах населения значительно не изменится, то повышение пенсионного возраста попросту приведет к снижению реального уровня их доходов.

Существенного потенциала роста занятости у пожилого населения, вероятно, нет. Об этом свидетельствует как динамика уровней экономической активности лиц пожилого возраста за последние двадцать лет, так и межстрановые сопоставления этих уровней. В числе прочего такая ситуация свидетельствует о не очень высокой востребованности пожилых работников на рынке труда.

Сценарный прогноз

Попробуем оценить прямые и косвенные последствия изменения параметров пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе. Для этого рассмотрим четыре варианта ее развития в рамках двух макроэкономических сценариев.

Первый сценарий — инерционный, предполагающий среднегодовые темпы прироста ВВП в 2021–2035 годах на уровне не выше 1,5%. Второй — базовый, исходящий из возможности достижения среднегодовых темпов прироста ВВП в этот период на уровне 2,7–3,0%.

Для обоих сценариев рассматриваются четыре варианта параметров пенсионной системы:

A — сохранение текущих возрастных границ выхода на пенсию 60/55 лет для мужчин/женщин; сохранение на текущем уровне расходов на пенсионное обеспечение относительно ВВП;
B — модификация варианта A при устранении дефицита бюджета ПФР;
С — постепенное повышение к 2035 году пенсионного возраста до 62/60 лет у мужчин/женщин; сохранение на текущем уровне расходов на пенсионное обеспечение относительно ВВП;
D — модификация варианта C, при котором повышение пенсионного возраста будет сопровождаться ростом расходов на выплату пенсий до уровня 11% ВВП к 2035 году.

Наши расчеты показывают, что в долгосрочной перспективе (к 2035 году) сценарии повышения границ пенсионного возраста предполагают снижение числа пенсионеров примерно на шесть миллионов человек.

При этом в рамках инерционного макроэкономического сценария ликвидация дефицита бюджета ПФР будет означать снижение расходов на выплату пенсий до 6,3% ВВП при отрицательной динамике среднегодового уровня реальных пенсий. Снижение пенсий в реальном выражении также приведет к дополнительному вычету из динамики ВВП вследствие сжатия потребления домохозяйств.

Расчеты показывают, что в средне- и долгосрочной перспективе один процентный пункт (п.п) увеличения пенсионных выплат по отношению к ВВП обеспечивает ускорение темпов экономического роста примерно 0, 1 п. п.

В целом при инерционном развитии экономики единственным способом сохранения роста уровня реальных пенсий является не просто повышение уровня пенсионного возраста, но и увеличение затрат на выплату пенсий по отношению к ВВП до уровней, характерных для стран Восточной Европы.

Устранение дефицита бюджета ПФР при прочих равных условиях ведет к значительному снижению уровня жизни пенсионеров, а также негативно влияет на темпы роста экономики.

Примечательно, что в рамках базового макроэкономического сценария положительная динамика реального размера пенсий обеспечивается при всех рассматриваемых вариантах конфигурации пенсионной системы. Таким образом, ключевое влияние на состояние пенсионной системы оказывают темпы экономического роста.

Однако даже в рамках относительно высокой макроэкономической динамики практически невозможно обеспечить соответствие роста реального уровня зарплат и пенсий без увеличения затрат на выплату пенсий по отношению к ВВП.

Такое повышение может осуществляться, например, за счет роста трансферта в бюджет ПФР из федерального бюджета либо за счет увеличения объема страховых взносов (роста ставок страховых взносов и увеличения базы для их сбора).

Определение пропорций между этими источниками — вопрос приоритетов экономической политики.

Куда более важно определить, какую долю произведенных благ общество готово перераспределить в пользу пенсионеров без серьезного ущерба для экономического роста.

Наши оценки показывают, что повышение пенсионных выплат в долгосрочной перспективе на два-три процентных пункта ВВП вряд ли может такой ущерб нанести.

Во всяком случае, об этом свидетельствует опыт ряда стран, имеющих схожий с Россией уровень экономического развития.

Источник: https://ecfor.ru/publication/o-spravedlivoj-pensionnoj-sisteme/

Пенсионная реформа России 2021-2024 годов

Результаты новой пенсионной системы

С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2021-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции.

Такое решение  вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства.

Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

pixabay.com

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население – 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.

Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е.

им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Тенденция реверсирования пенсионного возраста

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

pixabay.

com

В своём заявлении к жителям России в августе 2021 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2021-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2021-2021 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2021 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2021 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2021 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий.

До декабря 2021 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2021 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно.

Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий.

Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2021 года

pixabay.

com

Уже с 2021 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2021-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано.

В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора – пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания.

Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой.

При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

pixabay.

com

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2021-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2021 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2021 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2021 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2021 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста.

За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться.

С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов.

Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы.

И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения.

Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Оригинал статьи: https://bankiclub.ru/pensii/pensionnaya-reforma-rossii-2021-2024-godov/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba35cc3cbc000ab140b83/pensionnaia-reforma-rossii-20212024-godov-5da5752098930900b645581c

Пенсионная реформа в России (2015-2021 гг.)

Результаты новой пенсионной системы

Новая пенсионная реформа, которая вступила в силу с начала 2021 года, кардинально меняет ранее действовавшую в России систему начисления пенсий.

Когда началась и когда заканчивается

Фактически пенсионная система начала работать в 2015 году, и рассчитана до 2025 года. В полной мере запуск реформы состоялся с 1 января 2021 года.

Какие годы попадают

Попали под неё граждане, которые устроились на работу после 1 января 2015 года. Те, кто работал и до указанного срока, не теряют свои наработки, они пересчитываются и вписываются в новые рамки.

Если по итогам перерасчётов новый вариант суммы окажется меньше, чем было до перерасчёта, то уменьшения не произойдёт, будет оставлена та сумма, которая больше.

Суть новой пенсионной реформы – основные направления

Изменения, которым подвергается пенсионная система России, можно назвать глобальными. Она разделилась на страховую и накопительную. Страховая, основой которой остался Пенсионный фонд, по-прежнему будет пополняться за счёт отчислений с заработной платы и иных обязательных платежей.

Право на пенсию теперь выражается в баллах, или в ИПК — индивидуальных пенсионных коэффициентах, и имеют это право граждане, которые:

  • достигли пенсионного возраста, 55 лет для женщин и 60 для мужчин;
  • имеют хотя бы минимальный страховой стаж, это 15 лет с 2024 года и 7 лет в 2021;
  • имеют достаточный ИПК, в 2025 году это 30, в 2021 — 9.

Балльная система начисления пенсии

Источниками начисления баллов являются:

  1. Заработная плата, с которой гражданин платит налоги и за которую будут начисляться баллы (о том, что это читайте здесь).
  2. Рабочий период, в течение которого работник зарабатывал стаж.
  3. Нерабочие периоды, в которые можно получить дополнительные баллы.
  4. Возраст выхода на пенсию, от него зависит наличие дополнительных баллов или их отсутствие.

За год рабочего стажа работнику начисляются баллы, который и дают ему право претендовать на пенсию, при условии оплаты взносов.

Для тех, кто работал до 2015 года, пенсионный капитал конвертируется в ПК. Делается это по простой формуле:

ПК = Страховая часть (без базовой) / Стоимость балла

ГИПК – это годовой ИПК, то есть, сумма баллов, заработанных за год, рассчитывается так:

ГИПК = Сумма всех страховых взносов / Максимально возможную сумму взносов х 10.

Сумма страховых взносов прямо зависит от годовой зарплаты: это 16% от неё, если выбран вариант только страховой пенсии, или 10%, при варианте страховой и накопительной.

Максимальное число баллов, которое может быть начислено за год, составит в 2021 году 10, а в 2021 – 7,83.

Начисляться они будут в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения был выбран.

Страховая пенсия регулярно подвергается индексации со стороны государства, а накопительная не индексируется. Для неё существуют другие источники роста – финансовый рынок и инвестирование.

Основная формула расчёта пенсии

Страховая пенсия по старости (СтрП) за один год =

= Сумма пенсионных баллов (ГИПК) х Стоимость балла в текущем году (СПБ) + Фиксированная выплата (ФВ)

В коротком виде: СтрП = ГИПК х СПБ + ФВ

ГИПК — это сумма баллов за год;

СПБ — стоимость в рублях одного пенсионного балла в текущем году, устанавливается государством и ежегодно индексируется.

ФВ представляет собой фиксированную выплату, определённую федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013, ст.16.

Для 2021 года страховая пенсия определяется так: СтрП = ИПК х 74,27 + 4558,93 руб.

Что даёт пенсионная реформа военнослужащим

С 1 января 2021 года отменена надбавка в 2%, и пенсии военным будут начислять за выслугу лет. Зато с того же момента пенсии для них и МВД подрастают на 7,5%.

Если после окончания службы пенсионеры займутся гражданскими работами, то им пойдёт обычный пенсионный стаж. Все надбавки будут направляться на социальные нужды. Это есть уравнивание гражданских и военных пенсионных выплат, вполне уместное во время кризиса.

Пенсионная реформа 2021 для судей РФ

Судьи являются работниками государственных структур и, хотя формально служащими не являются, относятся к профессиям, работа которых оплачивается из средств бюджета. Когда судья собирается выходить на пенсию, перед ним открываются 3 возможности.

  1. Если его работа судьёй продолжалась менее 10 лет, он может получать пенсию на общих основаниях, определённую в соответствии с ФЗ №400 от 28.12.2013, а также ФЗ №126 от 04.06.2011.
  2. Если необходимая выслуга имеется, то оформляется по выслуге лет.
  3. Если работа судьёй продолжалась не менее 20 лет и удовлетворены прочие условия, то можно получать пожизненное содержание (80% от заработной платы), которое не облагается налогом.

Педагоги, выслуга лет и пенсионная реформа

Работники образования с тревогой относятся к новой пенсионной реформе. обеспокоенность — о праве на досрочную пенсию по выслуге лет, которая до сих пор имела место.

Пока в ФЗ №400 от 29.12.13 не внесены какие-либо изменения, право на льготную пенсию по выслуге для учителей сохраняется.

Однако только при соблюдении некоторых условий:

  • наличия стажа в 25 лет;
  • хотя бы минимального ИПК (в 2021 – 9, в 2021 – 11,4);
  • соответствия должности определённым спискам профессий, которое оговаривается постановлениями и законодательными актами;
  • занятости по полной ставке.

Если работающий учитель отказывается от досрочного выхода на пенсию, то вступает в силу ФЗ №400, пункт 15 ст.15 и пункт 5 ст.16. То есть, педагог зарабатывает повышенные баллы. В любой момент он вправе обратиться за получением пенсии.

Пенсионная реформа для медиков

У медиков тоже существует выслуга лет и досрочный выход на отдых, а также — понятие льготной пенсии.

Необходимое условие для её получения – это стаж, 30 лет для городского, и 25 – для врача из сельской местности. Ранее начисление такой пенсии проводилось по другим методикам, а новая реформа даёт совсем другой результат.

Трудовой стаж, постепенно увеличиваясь, для обеих категорий станет в итоге одинаковым – 27,5 лет. Поэтому факторы, удерживающие медиков в сёлах, потеряют своё значение, что спровоцирует перемещение их в город, где много частных клиник и оплата выше. Забота о сохранении кадров в сельских больницах у правительства напрочь отсутствует.

Работающие пенсионеры и новая пенсионная реформа

Работающие пенсионеры остались при своих, однако индексации они всё-таки лишились. Подробнее об отмене второй индексации, читайте в этой статье.

Согласно новому порядку выплаты пенсий, работающий пенсионер может уволиться с работы и уведомить об этом пенсионный фонд, после чего пенсия его начнёт индексироваться. Если, дождавшись увеличения, он снова пойдёт работать, то размер пенсии так и останется увеличенным.

Новшества 2021 года — плюсы и минусы новой пенсионной реформы

Привычная система начисления пенсий изменилась кардинально, и ещё будет претерпевать дальнейшие изменения. Но кое-что видно уже сегодня.

Плюсы

К плюсам можно отнести появившуюся у граждан возможность более активно влиять на свою будущую пенсию, в частности, стараться работать легально.

Базовые для пенсий величины являются индексируемыми.

Появилась возможность добавлять к пенсионному стажу службу в армии и работу по уходу.

Вот баллы, которые дополнительно получают граждане в не страховые периоды:

  • 1,8 за 1 год армейской службы;
  • 1,8 уход за пожилыми и инвалидами;
  • 1,8 за 1 год отпуска по уходу за ребёнком, первым;
  • 3,6 за 1 год — за вторым;
  • 5,4 за 1 год — за третьим и четвёртым.

Сохранился пенсионный возраст и большинство льгот, повысились пенсии у многих категорий пенсионеров.

Минусы

Многие граждане могут столкнуться и с минусами пенсионной реформы, в первую очередь те, кто работает неофициально: они не смогут получить полную пенсию.

Не повезло пенсионерам, которые на момент запуска новой системы работали. Им для того, чтобы увеличить пенсию, придётся увольняться и устраиваться на работу заново.

Минимальный стаж будет увеличиваться и вырастет втрое, правда, не сразу, а на протяжении 15 лет.

И будут затруднения с тем, чтобы рассчитать себе пенсию самостоятельно. Эти формулы…

Пенсионная реформа 2021

Речь идёт о пенсионной главе известной «Стратегии 2021», она разработана либеральным крылом правительства РФ и ориентирована на обеспечение высоких пенсий для среднего класса.

Поскольку в условиях длительного кризиса во всём мире вымывается именно средний класс, то вряд ли такая тематика останется актуальной к 2021 году.

Тем не менее, создатели пенсионной реформы 2021 предлагают такие пути решения проблемы.

  1. Повышение минимального стажа для трудовой пенсии.
  2. Сокращение списка опасных работ и досрочных пенсий.
  3. Пенсия для низкодоходных работников, социальная и базовая.
  4. Для среднего класса – сумма базовой, солидарной и накопительной.
  5. Богатым — как и для среднего класса, плюс всё остальное.
  6. Повышение пенсионного возраста до 63 лет (к 2030 году), сопровождающееся ростом нормативов по стажу.

Пенсионная реформа в России успешно стартовала. Путь у неё будет трудный, постоянно появляются разные предложения, усовершенствования и уточнения, которые могут свести на нет все усилия прошлых лет. Вот и Минфин выступил с предложениями, которые всколыхнули всю страну.

Остаётся надеяться, что правительству удастся придерживаться заданного курса и не потерять темп.

Источник: https://opensii.info/novosti/novaya-pensionnaya-reforma/

Пенсионная реформа в России

Результаты новой пенсионной системы

Правительство РФ приступило к новой пенсионной реформе, которая начала реализовываться уже в 2021 году и продлится до 2024 г. Первым этапом очередной реформы стало повышение пенсионного возраста до 65/60 лет для мужчин и женщин. Такой закон был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2021 г.

Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательство назревала уже давно.

  • Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о страховой и накопительной пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились, прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть.
  • Правительству удалось стабилизировать последствия только к 2021 году — в том числе за счет непопулярной среди населения заморозки пенсионных накоплений, отмены индексации пенсии работающим пенсионерам и т.д.

Что изменится?

Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

Какие из изменений вступят в силу уже с 2021 года, а какие проекты будут реализованы позднее — известно только частично. Повышение пенсионного возраста и изменения в системе назначения досрочных пенсий начались уже с 2021 года. По остальным вопросам общей позиции у профильных министерств и ведомств пока нет, поэтому конкретное содержание пенсионной реформы еще не озвучивается.

Причины новой пенсионной реформы

Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2021 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев предложил перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

  1. Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 — для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2021 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года. В своем майском указе от 07.05.2021 г. № 204 Президент России Владимир Путин поставил задачу увеличить продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году, а к 2030 — уже до 80 лет.
  2. Ежегодно увеличивается доля пенсионеров в структуре населения. Росстат прогнозирует, что до 2030-го года количество трудоспособных граждан уменьшится на 4 млн. человек
  3. Для реализации нацпроектов 2021-2024 годов не хватает средств в федеральном бюджете. Для их выполнения Правительству в расчете на 6 лет (до 2024 года) необходимо найти где-то дополнительные 8 трлн рублей (что составляет половину годового бюджета страны). По мнению издания «Коммерсантъ», на покрытие этого бюджетного дефицита могут быть направлены средства, сэкономленные в результате пенсионной реформы.
  4. Фактически не работающая несколько лет система накопительных пенсий. В 2014 году взносы на накопительную часть пенсии были впервые «заморожены» — то есть уже несколько лет все пенсионные отчисления работодателя за работника направляются только в Пенсионный фонд на страховую пенсию и не попадают в систему пенсионных накоплений (то есть накопительная пенсия россиян не формируется из их заработной платы уже несколько лет).

Изменения в пенсионном возрасте

Первый вопрос (он же наиболее острый), за решение которого Правительство взялось в 2021 году, — это повышение пенсионного возраста.

27 сентября 2021 г. Госдума в третьем чтении одобрила законопроект о повышении пенсионного возраста с предложенными к нему поправками, в том числе и предложенные Президентом В. Путиным. Этот закон 3 октября 2021 г.

был одобрен Советом Федерации и подписан Владимиром Путиным.

В результате чего пенсионный возраст увеличился на 5 лет для мужчин и женщин, с предусмотренным в первые два года льготным выходом на пенсию (на 6 месяцев раньше срока).

Стоит напомнить, что 14 июня 2021 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 1 января 2021 года на 5 лет для мужчин (с 60 до 65 лет) и на 8 лет для женщин (с 55 до 63 лет). Увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости предлагалось проводить ежегодно на 1 год.

29 августа 2021 г. президент РФ В.Путин выступил со своим обращением к населению страны, в котором предложил скорректировать законопроект Правительства и внести следующие изменения:

  1. Смягчить пенсионный возраст для женщин на 3 года (т.е. установить норматив возраста на уровне 60 лет);
  2. Предоставить гражданам, которые по старому закону должны были выйти на пенсию в ближайшие два года (2021-2021 гг.), возможность выйти на 6 месяцев раньше, чем это предполагает новый закон — т.е. в 55.5 и 60.5 для тех, кто должен был оформлять пенсию по старым правилам в 2021 г., 56.5 и 61.5 — в 2021 г.;
  3. Обеспечить досрочный выход на пенсию для лиц, имеющих продолжительный страховой (трудовой) стаж: у женщин 37 лет, у мужчин 42 года;
  4. Предусмотреть досрочный выход на пенсию многодетным матерям: с тремя детьми — на 3 года раньше срока, с четырьмя — на 4 года раньше.

Окончательный, подписанный Президентом закон о повышении пенсионного возраста с 2021 г. представлен ниже:

Необходимо отметить, что изменение возраста выхода на пенсию повлечет за собой корректировки и во многих других вопросах пенсионной системы (например, выплаты из накопительной части пенсии и досрочный выход на пенсию).

Выплата накопительной пенсии — изменения в 2021 году

По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г.) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста.

Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).

Кроме того, с 1 января 2021 года ожидаемый срок выплаты накопительной пенсии увеличился до 258 месяцев (для сравнения, на 2021 год это параметр был утвержден в размере 252 месяцев, т.е.

в 2021 году эта величина увеличилась на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений.

Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

где соответственно:

  • ПН — суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
  • Т — период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).

Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) — 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

Стоит отметить, что корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2021 году.

Гарантированный пенсионный план

Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений.

Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается).

Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями — гарантированным пенсионным планом (ИПК).

До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

Новая добровольная накопительная система (ГПП) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала.

Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно — по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

Стоит отметить, что при введении в действие программы ГПП действующая на текущий момент накопительная система будет отменена.

Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

  • переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
  • либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.

Источник: http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: