Принципы международного права и их экономическая составляющая краткое

Соотношение принципов национального и международного права

Принципы международного права и их экономическая составляющая краткое

Соотношение принципов национального и международного права.

План:

  1. Понятие принцип права
  2. Принципы международного права
  3. Принципы национального права
  4. Соотношение принципов

Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности вгражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Виды принципов права:

  • Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие:

    • верховенства права
    • законности
    • равенства всех перед законом (равноправия)
    • взаимной ответственности личности и государства
    • ответственности при наличии вины
  • Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправлении правосудия).
  • Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, принципом гражданского права является принцип полного возмещения убытков (англ.)русск., принципом уголовного права — принцип индивидуализации наказания.

Принципы права в сравнении с правовыми нормами:

  • характеризуются наибольшей стабильностью,
  • обладают большей юридической силой,
  • выполняют правотворческую функцию,
  • регулируют возникшие пробелы в правоотношениях.

С учетом вышесказанного можно сказать, что принципы права являются основой действующей системы правовых норм и позволяют поддерживать правопорядок даже без существующих юридических норм. 

Принципы выполняют функции:

  • систематизирующую — на их основе формируются те или иные системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важным ориентиром в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации норм права.
  • Правотворческую — обеспечивают единообразное формулирование норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящий идей для законодателя.
  • Регулятивную — направляют применение юридических норм, намечают общую линию решения того или иного юридического дела.
  • Интегративную — связующее звено между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы.
  1. Принципы международного права

Международное право — совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Принципы международного права — это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни, так же являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактического поведения государств.

Принципы международного права — это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

Основными источниками принципов международного права являются Устав ООН, Декларация о принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;
  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
  • Принцип равноправия и самоопределения народов;
  • Принцип суверенного равенства государств;
  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
  • Принцип нерушимости государственных границ;
  • Принцип территориальной целостности государств;
  • Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Впервые этот принцип был закреплен в Уставе ООН. Согласно п. 4 ст.

2 Устава, «все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций». Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство. Статья 51 Устава ООН прямо исключает применение вооруженной силы одним государством против другого в случае принятия последним мер экономического или политического порядка.

Совет Безопасности ООН в случае, если рекомендованные для разрешения конфликтов меры невооруженного характера посчитает недостаточными, «уполномочивается принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации».

В нормативное содержание принципа неприменения силы включаются:

  • запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;
  • запрещение актов репрессалий, связанных с применением силы;
  • предоставление государством своей территории другому государству, которое использует её для совершения агрессии против третьего государства;
  • организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
  • организация или поощрение организации вооруженных банд, иррегулярных сил, в частности наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, «все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ.

В этих документах закреплена обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве», обязанность «продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным».

Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим в споре, свободу выбора таких мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Многие государства в системе мирных средств отдают предпочтение дипломатическим переговорам, с помощью которых разрешается большинство споров.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств

Современное понимание данного принципа в общей форме зафиксировано в п. 7 ст. 2 Устава ООН и конкретизировано в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного права 1970 года, Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

Международное право не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых они попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его внутреннюю компетенцию.

В частности, каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства и ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Исключением из этого общего правила является применение принудительных мер на основании главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

В настоящее время многими специалистами в области международного права также признается, что глава VII Устава ООН может также использоваться для санкционирования Советом безопасности ООН гуманитарной интервенции в случае геноцида или гуманитарной катастрофы

В 56 странах-членах ОБСЕ согласно документу Московского совещания вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства[1].

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Источник: https://www.stud24.ru/international-law/sootnoshenie-principov-nacionalnogo-i-mezhdunarodnogo/439570-1653847-page1.html

Международное экономическое право: принципы и их экономическая составляющая

Принципы международного права и их экономическая составляющая краткое

В международном праве традиционно выделяются принципы международного права и общие принципы международного права. Чтобы понимать разницу, следует дать определением обоим понятиям.

Определение 1

Принципы международного права являются фундаментальными нормами, которые обладают большой юридической силой. Данные принципы считаются универсальными, но они также могут отражать интересы отдельных государственных территорий.

Общие принципы международного права предполагают выражение интересов международного сообщества вообще и коренных интересов стран в частности.

Их также называют договорными, поскольку они нередко действуют в областях, в которых отсутствует конкретное правовое регулирование.

Основные принципы международного права

Основные принципы международного права не прописаны в качестве официальных общепринятых норм. Ученые разных стран публикуют различные доктрины с разным составом основополагающих принципов. На законодательном уровне большим авторитетом пользуются следующие акты:

  • Устав ООН;
  • Декларация о принципах международного права, которая регламентирует дружеские отношения и совместную работу европейских стран в соответствии с Уставом ООН;
  • Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Благодаря этим актам сложился список основных принципов международного права.

  1. Нельзя применять силу или угрозу силой.
  2. Споры должны разрешаться путем мирных переговоров.
  3. Одно государства не должно вмешиваться во внутренние дела другого.
  4. Все страны стремятся к сотрудничеству.
  5. Народы должны быть равноправны.
  6. Государства должны обладать равным суверенитетом и добросовестно выполнять международные обязательства.
  7. Государства обязуются поддерживать территориальную целостность и нерушимость границ.
  8. Права человека не нарушаются.

Замечание 1

Все принципы взаимосвязаны. Они эффективны, только когда взаимодействуют. Каждый из них можно применить, исходя из содержания других принципов. Данные принципы отчасти представляют собой принципы международного экономического права, поскольку в каждом из них есть определенная экономическая составляющая.

Принцип неприменения силы

Данный принцип запрещает применять вооруженную силу и невооруженное насилие. Если первый пункт исполняется, то вопрос об экономическом насилии по-прежнему остается острой проблемой в современном мире.

Заключительный акт СБСЕ указывает, что государства должны воздержаться от актов экономического принуждения. Но подоплека данного понятия не раскрыта и потому каждое государство интерпретирует его по своему.

Поэтому проблема экономического принуждения остается актуальной по сей день.

Мирное разрешение споров

Мирное разрешение споров стало возможным, благодаря действующим органам по разрешению споров. Например, это ВТО или Международный орган по морскому дну. На региональном уровне создаются международные суды. Деятельность двустороннего уровня регулируют межправительственные комиссии.

Принцип невмешательства

Согласно принципу невмешательства во внутренние и внешние дела, одно государство не должно подчинять себе другое государство, при помощи принятых мер в сфере экономики.

Речь идет о том, что все страны в равной мере должны реализовывать свои экономические права и функции без давления на страны-партнеры и конкурирующие государства. Экономическое вмешательство может быть прямым и косвенным.

Пример 1

К первым относятся экономические блокады, отказ от участия в крупных программах экономической помощи, целью которых является подчинить своим интересам суверенные права другого государства.

Сюда же относится стремление воздействовать на процесс национализации и препятствовать выбору формы экономики.

Под вторыми понимаются отдельные действия, которые предпринимают лица и организации, контролируемые другим государством.

Исследователи отмечают сужение сферы внутренних дел, ведь ряд внутренних вопросов выводится под международно-правовое регулирование. Например, когда Россия, Белоруссия и Казахстан заключили таможенный союз, это означало, что национальное регулирование импорта заменяется общим. При этом импорт товаров из Казахстана уже будет внутренним дело РФ.

Опиши задание

Принцип равноправия

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает, что каждая страна имеет право свободно определять свое экономическое развитие. Он запрещает колониализм и гнет иностранных государств.

Большая часть народов мира самоопределяется либо в федеративных, либо в национальных государствах. Путь и выбранные средства развития экономики для конкретного народа государства определяют при помощи действующего законодательства.

При этом народы дискриминации не подвергаются.

Принцип территориальной целостности

Принцип территориальной целостности запрещает посягать на государственное пространство и государственные ресурсы. Одна страна не имеет право проникнуть на чужую территорию или самостоятельно пересечь сухопутные, морские, воздушные или подземные границы.

Принцип уважения прав человека

Принцип уважения прав человека строится на том, что каждое государство обеспечивает права человека и несет за это ответственность. В частности, речь идет о правах физических лиц: иностранцев, иммигрантов, а также инвесторов в разных сферах экономической деятельности.

Принцип выполнения международных обязательств

Добросовестное выполнение международных обязательств подразумевает выполнение установленных договорных и обычно-правовых норм. Согласно ему государства регулируют внутреннее устройство в соответствии с международными правовыми нормами. Предполагается соблюдение обязательств по всем договорам между странами, включая экономические.

Принцип суверенного равенства

Принцип суверенного равенства запрещает дискриминировать страны в сфере экономики и дает право свободного участия в экономических отношениях.

Все государства имеют право вступать в международные организации и заключать международные соглашения. Экономические системы могут различаться, но это не отменяет равноправия государств.

Одной из составляющих данного принципа является принцип взаимовыгодного сотрудничества. Он имеет особенно важное значение в сфере международной экономики.

Принцип сотрудничества

Принцип сотрудничества обязывает страны сотрудничать между собой. Различают две формы сотрудничества: когда государство сотрудничает в сфере экономики правомерными способами и когда оно применяет экономические средства, чтобы сотрудничать во всех остальных сферах деятельности.

Теоретики считают, что в ХХI веке основу экономических отношений составит именно сотрудничество. При этом государства по-прежнему будут соперничать и конкурировать друг с другом. Страны должны совместно решать глобальные проблемы современности, перестраивать отношения на справедливой основе, а также стремиться и содействовать экономическому развитию.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo/mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: