Почему вузы такие дорогие

Содержание
  1. Почему по стоимости обучения вузы России догнали европейские
  2. Ежегодный рост
  3. Сравнение с Европой
  4. Почему у нас так дорого
  5. Что не так с высшим образованием в России
  6. 1. Мало практики
  7. 2. Вуз даёт устаревшие знания
  8. 3. В университетах высокий уровень коррупции
  9. 4. Университеты следуют «линии партии»
  10. 5. Учёба требует больших денег
  11. 6. Набор предметов часто выглядит случайным
  12. 7. Университет разочаровывает
  13. Что дают хорошие университеты
  14. 1. Прокачивают soft skills
  15. 2. Формируют базу знаний
  16. 3. Предоставляют возможности для нетворкинга
  17. 4. Открывают доступ к студенческим грантам и конкурсам
  18. 5. Меняют отношение к себе и своему будущему
  19. 6. Расширяют границы
  20. 1. Осознайте, что высшее образование нужно не всем
  21. 2. Выбирайте хороший университет
  22. 3. Анализируйте, всё ли вам нравится
  23. 4. Учитесь
  24. 5. Работайте
  25. Только для богатых — 10 нереально дорогих ВУЗов России 2021, которые смогут оплатить лишь единицы
  26. МГИМО
  27. ВШЭ
  28. Московская государственная консерватория
  29. МГУ
  30. СПбГУ
  31. МГМА
  32. Мгмсу (стоматологический университет)
  33. Рэу имени плеханова
  34. Финансовый университет при Правительстве РФ
  35. РУДН
  36. Почему обучение в магистратуре дороже, чем на бакалавриате
  37. Стоимость разработки магистерских программ
  38. Что еще влияет на стоимость обучения
  39. Квалификация преподавателей имеет значение
  40. Как рейтинг вуза влияет на стоимость
  41. Стоимость зарубежной магистратуры
  42. Почему сильные выпускники идут в слабые вузы
  43. Неравенство с самого детства
  44. Родительский приговор
  45. Сила денег и знаний
  46. Сортирующая машина школы
  47. В поисках выхода

Почему по стоимости обучения вузы России догнали европейские

Почему вузы такие дорогие

Цена высшего образования стремительно растет, в отличие от мирового рейтинга российских вузов. Такова политика Минобразования

Ежегодный рост

Стоимость обучения в российских вузах возрастает на 40−50 тыс. рублей ежегодно, высшее образование становится все менее доступным. Понятно, что в российских вузах есть бесплатные бюджетные места, но согласно статистике, в среднем на одно бесплатное бюджетное место претендует семь человек. Так что гораздо больше шансов на то, что за обучение всё-таки придётся раскошелиться.

Рост цен на обучение характерен как для государственных, так и для негосударственных вузов.

Средняя стоимость обучения на платной основе в высших учебных заведениях обеих типов сравнялась ещё в 2015 году, когда этот показатель составил немногим более 72 тысяч рублей в год.

Подчеркнем, что это — средний показатель, в отдельных столичных вузах плата за обучение уже тогда была значительно выше.

Сегодня же для тех, кто поступил в 2021 году, например, на специальность «Менеджмент» в разных сферах действует следующий «ценник»: МГУ им. М.В. Ломоносова — 350,5−540 тыс. рублей (бакалавр), 217,3−465 тыс.

рублей (магистр); НИУ Высшая школа экономики — 420−440 тыс. рублей (бакалавр), 320−390 тыс. рублей (магистр); МГИМО — 562−566 тыс. рублей (бакалавр), 430−545 тыс. рублей (магистр); МФТИ — 250 тыс. рублей (бакалавр), 265 тыс.

рублей (магистр) и т. д.

В 2021 г. цены снова вырастут — например, в НИУ ВШЭ стоимость обучения по тому же направлению «Менеджмент» составит уже 460−490 тыс. рублей для бакалавриата и 300−410 тыс. рублей для магистратуры.

Таким образом, 4−5 тыс. евро — уже сегодня надо отдавать за один год обучения в ведущих вузах.

Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать, к примеру, со средней заработной платой в стране — 43,4 тыс. рублей в месяц (более 500 тыс. рублей в год), то вся зарплата среднего россиянина должна уходить только на обучение одного ребенка в престижном вузе.

Сравнение с Европой

Если сравнить со средней стоимостью обучения в Европе, то в этом отношении мы практически догнали западные страны. Так, средняя стоимость бакалавриата составляет сегодня 4,5 тыс.

 евро в год для учащихся из Евросоюза и 8,6 тыс. евро в год для учащихся других государств. Средняя стоимость магистратуры равняется 5,1 тыс. евро для студентов из Евросоюза и 10,2 тыс.

 евро для учащихся из остальных стран.

Причём есть страны, где вообще плата за обучение является чисто символической. Так, очень невысокая (даже иногда нулевая!) стоимость обучения в Германии. Причём это распространяется и на учащихся не из стран Евросоюза.

1го апреля был опубликован рейтинг лучших университетов мира по версии глобального аналитического агентства Quacquarelli Symonds (QS). В него попали 26 российских вузов. В топ-100 вошел только один российский вуз — МГУ, он находится на 90-м месте. СПГУ, МГТУ им. Баумана, Новосибирский и Томский государственные университеты входят в топ-300.

Студентам в Германии приходится платить только лишь административный сбор (100−200 евро за семестр), за счёт которого оплачивается проезд в общественном транспорте и некоторые другие услуги.

Однако если вы решили обучаться в немецком вузе (в магистратуре или докторантуре) по специальности, которая не соответствует профилю ранее полученного образования, то вам придётся заплатить кругленькую сумму (от 10 тыс. евро за семестр).

Есть, конечно, в Европе и вузы, обучение в которых стоит очень дорого. Так, обучение в Кембриджском университете (Великобритания) обойдётся в сумму от 20,4 тыс. фунтов стерлингов в год.

Российские и зарубежные высшие учебные заведения в развитых странах отличает ещё одно важное обстоятельство, когда мы пытаемся сопоставить стоимость высшего образования у нас и у них.

Там чрезвычайно развита практика выплат стипендий и пособий из самых разнообразных программ, что является мощнейшим подспорьем в оплате обучения.

Общая сумма стипендий, выплачиваемых ежегодно в вузах ЕС, превышает 16 млрд евро.

Почему у нас так дорого

Итак, стоимость обучения в некоторых российских вузах уже стала сопоставимой, а то и обогнала плату за обучение в вузах развитых стран. При этом по качеству образования, судя по рейтингам, разрыв между вузами России и стран Запада вовсе не сокращается, а скорее наоборот.

Почему же за тот же образовательный продукт надо платить все дороже? На это есть как минимум пять причин.

Во-первых, сказывается рост дороговизны жизни в России в целом. Ну, а как вы хотели — чтобы всё дорожало, а плата за обучение нет? Такое маловероятно. Естественно, это особенно актуально для столичных вузов.

Во-вторых, комфортной для более свободной ценовой политики оказалась относительно новая организационно-правовая форма — автономная некоммерческая организация (АНО), в которую преобразовались почти все вузы. Важнейшая особенность её состоит в том, что имущество, переданное АНО её учредителем (тем же государством, к примеру), является собственностью АНО. Ну, как тут не пытаться больше заработать.

В-третьих, стимулирует рост платы за обучение и само Минобразования, повышая нормативы выделения государственных денег на бюджетные места и сокращая количество этих самых бюджетных мест.

В России сегодня нормативно-подушевое финансирование вузов из бюджета. Жизнь дорожает — нормативы растут. Так, базовый норматив для московских вузов на подготовку экономистов в 2021/2021 году составлял 185 тыс. рублей в год, а в 2021/2021 году 224 тыс. рублей в год.

Причём здесь плата за коммерческое обучение? Всё просто: цена для «платников» не может быть меньше норматива — так решило государство. Вот и растут размеры платы за обучение, следуя пересмотрам госнормативов.

В-четвёртых, у нас пока так и не получил должного распространения институт эндаументов (фондов целевого капитала). Именно этот источник является весьма значимым для финансирования западных университетов, что также позволяет им не беспредельничать с платой за обучение.

В-пятых, у нас в целом не развит институт стипендиальных программ, финансируемых из различных источников. Точно так же, как с эндаументами: что-то есть, но этого явно не хватает для воздействия на растущие расценки за плату за обучение в вузах.

По этим и другими причинам проблема увеличивающейся платы за обучение в российских вузах становится все более острый. А ведь это вопрос доступности высшего образования. Никто не претендует на общедоступность, будем реалистами, но просто доступность всё-таки должна обеспечиваться.

Но пока что количество бесплатных мест сокращается практически теми же темпами, что и растет стоимость платного образования. Статистика здесь весьма красноречива: если общее количество бюджетных мест на 2021/2021 учебный год было определено Минобразования в 625 443 единицы, то на 2021/2021 год уже только 549 478: сокращение на 12,1%.

Источник: https://openmedia.io/news/pochemu-po-stoimosti-obucheniya-vuzy-rossii-dognali-evropejskie/

Что не так с высшим образованием в России

Почему вузы такие дорогие
Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в х.

Около 30,2% россиян от 25 до 64 лет имеют высшее образование.

В возрастной группе от 24 до 34 лет этот показатель ещё выше — 40,3%. При этом в Правительстве РФ уже не первый год говорят о том, что стране не нужно столько людей, окончивших вуз. Многие из них не могут найти работу по специальности, так как на рынке просто нет потребности в таком количестве специалистов.

Переоценённым высшее образование считают 56% опрошенных россиян. В то же время многие тратят 5–6 лет своей жизни на то, чтобы получить диплом, которому не обязательно сопутствуют знания.

Сейчас в стране 741 высшее учебное заведение, не считая филиалов. При этом в рейтинге 1 000 лучших мировых университетов QS World University Rankings находятся только 25 из них.

Средний российский вуз редко способен дать хорошее образование и сделать из вас высококлассного специалиста. И вот почему.

1. Мало практики

Чтобы понять, как функционирует отрасль и где в ней ваше место, нужно работать «в полях». Если вы большую часть времени тратите на лекции, ваши знания так и ограничатся теорией, а как применять её — не ясно. Много информации в голове — отлично, если вы участвуете в конкурсе на разгадывание кроссвордов. Но вам после выпуска придётся решать прикладные задачи.

Глубокие теоретические знания вам, возможно, и пригодятся. Но в начале карьеры на линейной должности от вас ждут умения выполнять некий набор действий, который приводит к нужному результату. Для этого мало знать теорию — нужно хотя бы несколько раз опробовать всё на практике. Но университеты этому чаще всего не учат.

Я училась на инженера информационных систем (по сути, на программиста). После получения диплома пошла работать и осознала, что взаимодействию в команде нас не учили — никаким Scrum, Agile, Kanban. Основы программирования дали, но их было невозможно применять в реальной жизни. Промучилась три месяца и сменила сферу: ушла верстальщиком в газету, причём сама освоила специальность.

В прошлом году в тот же вуз поступил мой брат. Но программа стала ещё хуже, даже сопромат добавили, чтобы добрать часов. В итоге он бросил университет и пошёл на вечерние курсы по программированию.

2. Вуз даёт устаревшие знания

В университетах вам не могут преподавать отсебятину: весь процесс обучения строится по утверждённым госстандартам. Везде, где запущена бюрократическая машина, изменения происходят очень медленно.

А вот в полевых условиях всё развивается мгновенно, особенно в некоторых сферах. Поэтому нередки такие ситуации, когда студентов учат уже устаревшим технологиям.

Они хороши лишь для расширения кругозора и уже имеют мало значения даже для понимания развития процессов в отрасли.

Журфак, 2010 год. Основы редакторской деятельности по учебнику 1989‑го! А верстать нас учили по макетам 80‑х годов.

3. В университетах высокий уровень коррупции

Вуз вузу рознь. Где‑то достаточно сложно договориться о сдаче экзамена или зачёта за деньги, а где‑то дипломы сразу выдают в пакетиках с надписью «Спасибо за покупку». Однако проблема существует. Например, доцента Сибирского государственного индустриального университета осудили за 58 взяток. Студенты перечисляли ему деньги прямо на карточку.

Если отставить в сторону юридическую сторону вопроса, то подкуп преподавателей прежде всего демотивирует остальных студентов. Можно сколько угодно разглагольствовать о том, что знания не купишь. Но IQ на лбу не написан. Зато в дипломе проставлены оценки — точно такие же, как у тех, кто всё купил. И здесь же появляется соблазн: «Может, и мне заплатить?»

Хоть уголовных дел по взяткам в вузах возбуждается немного, слухи распространяются быстро и у выпускников отдельных университетов складывается определённая репутация.

Мы снимали квартиру с девочкой, которая даже не ходила на зачёты и экзамены. Вся группа просто скидывалась одному человеку, и он относил преподавателю деньги и зачётки. Не хотелось бы, чтобы мои интересы представлял юрист, который учился с ней на курсе.

4. Университеты следуют «линии партии»

В некоторых случаях «линию партии» следовало бы писать без кавычек, потому что речь идёт о конкретных политических силах. Но даже если они тут ни при чём, нередко бывает, что вуз больше напоминает режимный объект, нежели учебное заведение.

Период с 15 до 19 лет считается поздним подростковым возрастом, когда мировоззрение человека ещё формируется. Жёсткие ограничения, как надо думать и что делать, явно не воспитывают свободную личность.

У нас был довольно либеральный вуз, но на каких‑то выборах старост заставили обзвонить свои группы и выяснить, кто ал, а кто нет. И если кто‑то пренебрёг своим гражданским долгом, объяснить, как он не прав.

Но хотя бы не говорили, за кого ставить галочку в бюллетене. Студентам другого вуза нашего города, где училось много ребят из области, оплачивали дорогу домой и обратно, лишь бы они дома правильно проали.

Ну а ещё мы как‑то вместо физкультуры ходили на митинг за одну партию. Если бы не пошли, поставили бы прогулы, а от посещаемости зависел зачёт.

5. Учёба требует больших денег

Если вы не поступили на бюджетное место, вам придётся раскошелиться. В среднем платная программа в российском вузе в учебном году 2021–2021 обходилась в 140  тысяч рублей. Вместе с расходами на питание, проживание и так далее сумма получится довольно большой. У студента‑бюджетника траты будут меньшими, но тоже значительными.

Примечательно, что лидерами платного образования обычно становятся социально‑экономические и гуманитарные направления, бюджетные места на которых были сокращены, так как рынок переполнен специалистами.

6. Набор предметов часто выглядит случайным

Многие предметы никак не соотносятся с будущей профессией. Они якобы должны расширить кругозор. И это отлично с точки зрения общего развития, но не делает вас ближе к специальности, а время отнимает.

Особенно высокая концентрация таких предметов наблюдается на первых курсах. Скажем, студенты сразу сталкиваются с философией, которая должна научить их понимать, как устроен мир.

Но как это сделать, если большинство их них не может понять уже даже философию как предмет?

7. Университет разочаровывает

Это одна из главных проблем современного образования. Люди, которые идут в вуз за профессией, нередко разочаровываются в ней ещё до окончания университета, и в этом виновато всё вышеперечисленное.

52% выпускников вузов жалеют о своём выборе профессии, а 33% предпочли бы другое направление. Только 12,3% опрошенных не нашли недостатков в полученном образовании. Остальные жаловались на бесполезность дисциплин в программе, неактуальность предметов и невозможность применить знания на практике.

Что дают хорошие университеты

На этой печальной ноте можно было бы закончить, но не всё так плохо. Среди более чем 700 вузов есть и те, обучение в которых вы будете вспоминать с теплотой и благодарностью, хоть у них и встречаются некоторые недостатки из списка. Вот что они дают.

1. Прокачивают soft skills

Так называют непрофильные навыки, которые помогают достигать успехов в работе и других сферах жизни. После хорошего университета вы, например, сможете:

  • Виртуозно искать информацию.
  • Запоминать данные в короткие сроки и уметь их представить с ощущением полного понимания предмета.
  • Презентовать себя.
  • Выступать перед большой аудиторией, в том числе перед незнакомыми или негативно настроенными людьми.
  • Планировать время и распределять задачи. Вы поймёте, какой предмет можно забросить до сессии, а какой нужно учить постоянно, когда начать подготовку к экзамену.
  • Научитесь проявлять инициативу и быть активным. Лучше постараться ради автомата сейчас, чтобы не страдать потом.

И это далеко не всё.

Примерно 100 лет тому назад профессор философии морали в Оксфорде Джон Александер Смит добрался до сути вопроса.

«Джентльмены, — сказал он первокурсникам, — ничто из того, чему вы здесь научитесь, не принесёт вам ни малейшей пользы в жизни после учёбы, за исключением одной вещи: если вы будете прилежно и с умом работать, вы сможете понимать, когда человек несёт фигню, а это, по моему мнению, и есть главная, если не единственная цель образования».

Эндрю Дельбанко, «Колледж. Каким он был, стал и должен быть»

2. Формируют базу знаний

Разнообразие и глубина даваемой в университете информации готовит платформу, с которой можно стартовать практически куда угодно. Если вуз хороший, а преподаватели горят своим делом, вам будет интересно. Более того, это пробуждает жажду знаний и вы начинаете понимать, куда хотите двигаться.

Вуз научил нас искать информацию и работать с большими её объёмами. Многие люди, которые «институтов не кончали», с трудом дочитывают посты в до конца. Мы получили классическое образование, а не ремесло. Поэтому в нём так мало практической пользы. Но нас научили учиться. Как нынче говорят на образовательных форумах, это теперь главное.

3. Предоставляют возможности для нетворкинга

Если вы учились в обычной общеобразовательной школе по месту жительства, ваш круг общения определяла территория.

В вузе вы наконец получите доступ к огромному количеству людей с пересекающимися интересами: вы же выбрали одну профессию.

Если университет хороший и с высоким конкурсом, студенты в основном будут умными, разносторонне развитыми и интересными. Это отличный способ завести друзей.

Если большинство знакомых из вуза будет работать по профессии, у вас автоматически после выпуска появятся свои люди во многих компаниях. Очень удобно.

4. Открывают доступ к студенческим грантам и конкурсам

Участие в подобных программах всегда соревнование, поэтому надо быть лучшим хотя бы в чём‑нибудь, чтобы воспользоваться данным преимуществом. Но если это сработает, вы получите деньги, новых знакомых из других городов или стран, шанс поучаствовать в интересных проектах и другие подобные бонусы.

5. Меняют отношение к себе и своему будущему

Средний российский школьник после выпускного нуждается в реабилитации. Мало кто из педагогов способен выстраивать отношения с учениками на равных, относиться к ним с уважением, предоставлять им должный уровень свободы (и дело не всегда только в них, не будем огульно обвинять учителей).

В хорошем вузе подавляющее большинство преподавателей воспринимает вас как взрослого самостоятельного человека. И это заставляет пересмотреть приоритеты и осознать ответственность за свою жизнь. Вам позволяют принимать решения, не давят, не контролируют каждый шаг. Но и церемониться, если вы с чем‑то не справитесь, никто не будет.

6. Расширяют границы

Школьное образование рассчитано на то, чтобы программу освоил средний ученик. Поэтому педагоги чаще сосредоточены на отстающих. В итоге мало кто полностью осознаёт, на что действительно способен и какой большой мир вокруг него.

Хороший университет прежде всего даёт понять, что границ нет. Есть препятствия, но вы можете гораздо больше, чем думаете, и точно больше, чем думают о вас. В картину мира добавляются и небольшие кирпичики, и целые булыжники, и она из почтовой марки превращается в огромное полотно.

Однажды на курсе литературы преподавательница спросила: «А что имел в виду этот писатель?» Студенты начали перечислять версии, и она кивала.

А на какой‑то смелой идее спросила: «Мог он такое иметь в виду?» И когда люди начали несмело переглядываться, добавила: «Конечно, мог, откуда мы вообще знаем, что он имел в виду».

Это было очень крутое ощущение, особенно на фоне того, что в школе меня заставили переписывать сочинение по «Грозе», потому что я использовала свои мысли, а не Добролюбова.

1. Осознайте, что высшее образование нужно не всем

Диплом не даёт гарантий, что вы получите место в тёплом офисе и будете заниматься лёгким трудом с 9 до 18 часов. 73% россиян работают не по специальности.

Если вы чувствуете в себе потенциал сворачивать горы уже сейчас и чётко понимаете, чем хотите заниматься, изучите альтернативные пути получения знаний. Колледж, вечерние и онлайн‑курсы, обучение при предприятии, стажировка под крылом крутого специалиста, штудирование открытых источников — все пути хороши, если вы готовы стараться.

Если через пару лет поймёте, что вам всё-таки нужен диплом, тогда и поступите в вуз.

2. Выбирайте хороший университет

Вузом может называться учреждение и со 100‑летней историей, и то, которое ещё вчера даже мечтать не могло о таком статусе. Чтобы не ошибиться, изучите текст Лайфхакера, который поможет определиться с планами.

3. Анализируйте, всё ли вам нравится

Обучение в университете не полёт на самолёте, из которого нельзя выйти, пока не окажетесь в пункте назначения. Это скорее путешествие на поезде, где можно дёрнуть стоп‑кран: торможение будет резким и травматичным, зато сможете свернуть и поехать верной дорогой. Так что периодически стоит сесть и подумать, всё ли вы делаете правильно.

4. Учитесь

Если уж поступили в вуз, постарайтесь взять от него всё, что вам могут дать. Считается, что вы должны потратить на самообразование столько же времени, сколько на занятия, чтобы овладеть предметом. Если вы так ничего и не узнали за годы обучения, возможно, проблема вовсе не в университете.

5. Работайте

Не обязательно ждать получения диплома, чтобы начать трудиться по профессии. Опыт работы на финише вам понадобится больше, чем диплом. А деньги за труд пригодятся уже сейчас.

Многие считают высшее образование обязательным атрибутом современного россиянина. При этом мало кто анализирует, зачем оно нужно и помогает ли в жизни. Делитесь этим текстом, чтобы как можно больше человек задумались над проблемой и смогли что‑то изменить в своей жизни.

Источник: https://Lifehacker.ru/vysshee-obrazovanie/

Только для богатых — 10 нереально дорогих ВУЗов России 2021, которые смогут оплатить лишь единицы

Почему вузы такие дорогие

Шрифт A A

В преддверии вступительных экзаменов многие абитуриенты испытывают сильнейший стресс, в особенности, если есть шанс поступить в одно из самых престижных образовательных учреждений.

К примеру, на территории России есть множество вузов, которые дают по-настоящему качественное образование.

И среди них можно выделить топовую десятку, обучение в которой смогут потянуть только самые состоятельные граждане.

МГИМО

Безусловный лидер среди высших образовательных учреждений, в который практически невозможно попасть, как впрочем, и оплатить обучение на контракте. При этом самым дорогим отделением в этом престижном вузе является «Международные финансы и управление инвестициями». Так, только за один год обучения студентам придется заплатить не менее 950 тыс. руб.

Также среди всего представленного разнообразия можно выделить факультет «Дипломатия и политика зарубежных стран», за который придется отдать не менее 531 тыс. руб. в год.

Примечательно, что не намного меньше придется отдать за специальности, связанные с вопросами энергетики в международном пространстве. Здесь цена обучения стартует от 450 тыс. рублей.

ВШЭ

Вот и абитуриентам, которые выбрали для себя Высшую школу экономики, придется выложить кругленькую сумму. И, конечно же, самое дорогое направление в этом образовательном учреждении – экономика, которая за год обойдется в 854 тыс. руб.

Всем, кто заинтересовался «Цифровыми инновациями» придется оплатить чек на сумму в 71 тыс. руб. Желающим обучаться по специальности «Прикладной анализ данных» нужно отдать чуть меньше – 696 тыс.

Такие суммы оправданы уровнем образования, которое в итоге получат все студенты.

Обучение в учебном заведении ведется исключительно на английском языке, а по его завершению выпускники получают два диплома: первый – от ВШЭ, а второй – от Лондонского университета или от Лондонской школы экономки и политических наук.

Московская государственная консерватория

Поступить в один из ведущих музыкальных вузов не только России, но и мира очень сложно. Абитуриенты, которые не смогли пройти на бюджет, могут попробовать свои силы на контрактной основе. загвоздка заключается в стоимости, которая в среднем по направлению «Музыкальное и музыкально-прикладное искусство» составляет 647 тыс. руб.

МГУ

Обучение в одном из старейших и крупнейших ВУЗов страны под силу только самым эрудированным ребятам. Сюда стекаются выпускники со всех уголков России, а также приезжают иностранные граждане, так как МГУ считается центром отечественной науки и культуры.

Но, поступая на контракт по специальности «Менеджмент», следует подготовить не менее 540 тыс. руб.

СПбГУ

Уникальный научно-образовательный комплекс, один из старейших вузов страны, имеющий огромное значение для развития России. С 2009 года СПбГУ получил возможность выдавать дипломы собственного образца с уникальной гербовой печатью.

Кроме того, университет имеет особые стандарты образования, с которыми можно ознакомиться на его официальном сайте. К примеру, поступая на «Международный менеджмент», за контракт придется заплатить 506 тыс. руб.

МГМА

Поступить в университет будет достаточно сложно, так как он является старейшим среди медицинских высших школ. Вот и оплатить контракт по направлению «Стоматология» смогут не все, так как всего один год обучения обойдется в 450 тыс. руб.

Мгмсу (стоматологический университет)

Один из ведущих университетов Российской Федерации по подготовке кадров со специальностью «Лечебное дело». Высшая школа выпускает профессионалов по направлению «Стоматология», которая за год обучения обходится в 450 тыс.

Рэу имени плеханова

Старейший и крупнейший университет экономического профиля, с главным корпусом в центре Москвы. Кроме того, вуз имеет сеть филиалов. Самым дорогим направлением в университете является «Дизайн», за обучение которому придется отдать 446 тысяч.

Финансовый университет при Правительстве РФ

В 2021 году университет отпраздновал свой столетний юбилей. Громкое событие было отмечено специальной монетой, которую выпустил Центральный Банк России. Учебное заведение готовит высококлассных специалистов по разным направлениям.

В число самых дорогих из них вошли «Экономика» и специальности международного финансового факультета. Что ж, немудрено, ведь стоимость одного года обучения здесь составляет 440 тыс. руб.

РУДН

Многопрофильный университет, принимающий студентов из разных уголков мира. В 2021 году был включен в десятку лучших ВУЗов Российской Федерации в сфере «Медицина».

Правда, абитуриенты, стремящиеся выучиться по направлению «Стоматология», должны приготовить не менее 390 тыс. руб., иначе о таком образовании им придется только мечтать.

Обучаться на бюджетной основе в лучших ВУЗах России по силам только самым одаренным ребятам, тогда как на контракт попасть смогут только дети самых обеспеченных россиян. Среднестатистическому гражданину практически невозможно оплатить даже один курс в престижных вышках, так как цены за год обучения здесь стартуют от 400 тысяч.

Источник: https://ostrovrusa.ru/10-nerealno-dorogix-vuzov-rossii-2021

Почему обучение в магистратуре дороже, чем на бакалавриате

Почему вузы такие дорогие

Практически во всех отечественных университетах стоимость высшего образования в магистратуре выше, чем на бакалавриате. Имеет значение рейтинг вуза – известные учебные заведения с многолетней историей и хорошей репутацией стоят дороже.

Иногда наблюдается несоответствие между ценой и наполненностью программ, поэтому при поступлении в магистратуру нужно объективно оценивать, что можно получить за определенную стоимость, где пригодятся знания, как оплачивается данная профессия.

Нужно учитывать, что очные программы, заочные и дистанционные отличаются по стоимости. Поэтому, если не получается оплатить очное отделение, можно устроиться на работу и платить меньше за дистанционное образование.

При этом наполненность программ в рамках одного университета идентичная. Это уточнение для тех студентов, которые думают, что получат меньше на дистанте, чем на очном отделении.

Просто дистанционная форма магистратуры обходится дешевле университету – нет очных лекций, за которые нужно платить педагогам, не нужно арендовать помещения, а весь учебный процесс контролирует компьютерная программа, которую обслуживает один человек.

Стоимость разработки магистерских программ

Начнем с программ – как они появляются в вузе. Это может произойти несколькими способами:

  1. Заимствовать материалы в другом университете по программе сотрудничества. В таком случае они будут дешевле, так как вуз не оплачивал собственные разработки и не платил за покупку. Все происходит в рамках обмена информацией. В свою очередь отечественный университет предоставляет в пользование свои программы иностранным коллегам.
  2. Нанять специалистов, которые напишут учебный план для конкретного вуза по определенным установкам. Это дорогое занятие. Длится оно минимум 6 месяцев. Есть лекции для дистанционщиков, которые требуют совсем другого подхода, чем для очного факультета, потому что способ восприятия совершенно другой и то, что хорошо очнику, совершенно непонятно дистанционщику.
  3. Выкупить программы у других высших учебных заведений с правом собственности. Это может быть дороже, чем взять в пользование, но дешевле собственных разработок.

Есть разница, кто занимается наполнением программ. Если это известный специалист, то его работа будет оцениваться выше, а сама программа обойдется студентам дороже.

Что еще влияет на стоимость обучения

На стоимость курса также его продолжительность. Есть возможность получить образование магистра быстрее. Правда, придется одновременно писать научную работу и учить профильные предметы.

Это сработает, если студент поступает по своей специальности, по которой он окончил бакалавриат. Если менять профессию, то успеть за год все будет очень сложно. Да и работа над диссертацией отнимает много времени: изучение списка литературы,  написание чернового варианта диссертации. Минимальное время при этом – 2 года.

Многие студенты задумываются, как лучше сделать: поступить на новую специальность в магистратуру или отучиться еще 3-4 года на бакалавриате. Если учесть, что стоимость магистратуры примерно на 30-40% выше, то это будет немного дешевле.

Правда, диплом магистра выше ценится в государственных учреждениях. Но базовая подготовка на бакалавриате будет сильнее.

Не стоит упускать из виду дополнительные расходы, если в стоимость магистратуры включить проживание в другом городе. Дистант в этом случае выгоднее – не нужно ехать, тратиться на билеты и снимать квартиру на время сессии.

Квалификация преподавателей имеет значение

Проанализируем, кто преподает в самом известном московском университете имена М. В. Ломоносова. Это люди, чей труд и практические наработки используют ежедневно в какой-либо отрасли науки и промышленности. Вполне понятно, почему учеба в МГУ стоит дороже, чем в региональном университете, где преподавателей никто в мире ученых не знает.

Если вам нужны знания и опыт великих людей, то вы задумаетесь о поступлении в МГУ (не обязательно – это для примера). Если вам нужен просто диплом, то не все ли равно, де учиться? Главное – дешево.

Бесплатная магистратура в известном университете – это возможность совершить какое-либо открытие под руководством опытных сотрудников – профессоров, доцентов. Разумеется, если у вас с усидчивостью и пытливостью все в порядке, и есть желание развивать свои навыки.

На бесплатную магистратуру попасть сложно, потому что мест изначально мало. Это право нужно заслужить хорошей успеваемостью на бакалавриате – на протяжении всех четырех лет. Поэтому становится ясно, почему на выходе мы имеем всего 1-2 отличных специалистов в своей сфере.

Как рейтинг вуза влияет на стоимость

учебного заведения создают его преподавательский состав. Чем больше там работает сотрудников, чьи достижения признаны во всем мире, тем сложнее попасть к ним на учебу, тем дороже магистратура, тем сложнее освоить программы.

Можно мечтать о таком университете, как Гарвард и даже иметь деньги, чтобы там учиться.

Но после первых англоязычных лекций и объемных домашних заданий многим становится понятно, что это учебное заведение не для них.

Проблема в том, что определить заранее, кто потянет нагрузку, а кто нет – практически невозможно. В вашем распоряжении только слухи и мифы, которыми окутано рейтинговое учебное заведение.

Что точно не нужно делать, так как это ориентироваться на стоимость магистерских программ. Иногда цена оказывается неадекватной их наполненности. Случается это редко, но иногда приходится менять вуз из-за плохого качества обучения и высокой стоимости.

По поводу московских университетов переживать особо не стоит. Здесь нужно придерживаться принципа золотой середины, то есть не поступать в самые дешевые и самые дорогие заведения. Средняя прослойка дает хорошее базовое образование, разумеется, при желании его получить.

Стоимость зарубежной магистратуры

Сейчас весь Интернет пестрит объявлениями и приглашениями на учебу в Европу на очень выгодных условиях. Образование магистра можно получить с минимальными вложениями. Эти предложения исходят от стран Евросоюза – Германии, Польши, Венгрии, Испании.

Условия очень мягкие и при желании можно получить вид на жительство, работу и социальный пакет. На время учебы, в зависимости от успеваемости студента, ему могут назначить стипендию.

Это в любом случае выгодно, поэтому стоит послушать, что же хочет руководство вуза от российских абитуриентов.

В первую очередь – это хорошее знание иностранного языка на профессиональном уровне. При университетах есть возможность получить навыки общения и приступить к учебе в магистратуре.

В зависимости от того, к какой языковой группе относится страна, этот процесс может занять от 6 до 12 месяцев.

При том, что студент постоянно находится в языковой среде и у него нет шансов не выучить хотя бы минимальное количество слов и выражений.

За рубежом учебные программы стоят дешевле, потому что на их разработку государство выделяет средства, да еще и приглашает соседей бесплатно поучиться и поработать. Такими возможностями нельзя пренебрегать.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Институт Психоанализа

Курский техникум экономики и управления

Академия кадрового резерва

Сеть школ иностранного языка Московской Международной академии. Онлайн курсы

Источник: https://ecvdo.ru/states/pochemu-obuchenie-v-magistrature-dorozhe-chem-na-bakalavriate

Почему сильные выпускники идут в слабые вузы

Почему вузы такие дорогие

Почему сильные выпускники идут в слабые вузы

Высшая школа экономики

Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ порой выбирают не лучшие университеты. По данным исследователей НИУ ВШЭ, до четверти выпускников московских школ поступают в более слабые вузы, чем могли бы по результатам экзаменов.

Подобный академический «неравный брак» снижает их дальнейшие жизненные шансы, а его причина часто лежит в неравенстве стартовых условий — семьи и школы. Родители без высшего образования не всегда разбираются в различиях между университетами, не могут правильно настроить подростка и дать полезный совет.

Обычные школы не занимаются профориентацией и не консультируют по доступным вариантам поступления. В итоге даже отличники из таких семей и школ просто не рискуют поступать в лучшие вузы.

Неравенство с самого детства

В целом система ЕГЭ успешно выполняет свою задачу — расширения доступа к высшему образованию. Тем не менее, неравенство между абитуриентами продолжает сохраняться. Оно связано с семейным и школьным бэкграундом.

Установки родителей и учителей часто сковывают выпускников, мешают принять правильное решение.

И там, где можно было бы воспользоваться учебой в хорошем университете как социальным лифтом, эта опция даже не рассматривается.

Исследователи изучили, как соотносятся в Москве качество абитуриентов и уровень вузов, в которые они поступают. Выяснилось, что наблюдается существенное несовпадение. До 28% студентов выбрали вуз слабее, чем заслуживали по своим баллам ЕГЭ.

И это несмотря на то, что москвичи обладают «наиболее широким спектром возможностей при поступлении: им не нужно переезжать, они не сталкиваются с дополнительными затратами по сравнению с абитуриентами из регионов», говорит один из авторов работы, Илья Прахов.

В регионах доля «несовпадений» качества учащихся и университетов может быть еще выше. Не все решаются ехать поступать в другой город. Образовательную миграцию ограничивают возможности семей, сказывается и уровень жизни на местах. Если в регионе развитая экономика, создаются рабочие места, то он теряет меньше молодежи.

Также читайте

Что в регионах помогает и препятствует хорошему образованию

Новая работа опирается на лонгитюд — продолжительное по времени исследование — НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии» (московская панель). В выборке 718 наблюдений.

Ученые сравнили индивидуальные баллы ЕГЭ по экзаменам, нужным при поступлении, и показатели рейтинга качества приема по каждому вузу, то есть средние баллы единых экзаменов среди поступивших на бюджет.

Если разность была положительной, значит, абитуриент выбрал институт более низкого качества, чем мог бы, исходя из школьных достижений.

Предположим, он набрал 75 баллов за русский язык, 85 за математику и 80 за физику. Его средний балл ЕГЭ равен 80.

При этом у уже обучающихся в университете студентов средний балл варьировался от 65 до 75, а значит в среднем по вузу он составляет 70.

Вычитаем из результатов ЕГЭ вашего ребенка среднее значение по вузу и понимаем, что он проиграл 10 баллов (80-70=10). Молодой человек мог пойти в более сильный университет, где учатся «восьмидесятибалльники».

Хотя неэффективность решения при выборе вуза характерна «лишь для четверти абитуриентов, неравенство доступа к высшему образованию может формироваться на более ранних этапах, а именно — во время обучения в школе, поскольку сами результаты ЕГЭ зависят от характеристик семьи и школы», подчеркивает Прахов.

Родительский приговор

Ключевая предпосылка мезальянса хорошего абитуриента и слабого вуза — семья. Больше полувека назад было доказано влияние семейного контекста на образование детей.

Социально-экономическое положение родителей (СЭП) — уровень их образования, доходов и культурных запросов — во многом «программирует» судьбу детей. Семья часто предопределяет успеваемость ребенка и его желание продолжать обучение в старших классах, а затем в вузе.

Родители могут занижать возможности детей. Например, отговаривать поступать в вузы или предлагать университет попроще, чтобы избежать рисков провала. Обычно эта история случается со школьниками из бедных и необразованных семей.

У таких родителей нет опыта учебы в университете, из-за чего часто не хватает информации о подготовке и поступлении в вузы. Они не могут правильно сориентировать детей. В итоге отсутствует межпоколенная мобильность.

Потомки повторяют путь родителей и в конце концов так и не повышают свой социальный статус.

Подобный феномен социологи называют парентократией — родители вольно или невольно вершат будущее своих детей, без учета их реальных способностей и достижений, а лишь основываясь на собственном социально-экономическом бэкграунде и связанных с ним установках.

С другой стороны, добавляет Илья Прахов, семья значимо влияет и на результаты ЕГЭ. «Недостаток родительских инвестиций в человеческий капитал (знания и умения) ребенка неблагоприятно отражается на его академических достижениях», — поясняет исследователь.

В то же время абитуриенты из семей с высоким социально-экономическим положением оказываются в выигрышной позиции. Они меньше подвержены рискам попасть в вуз более низкого качества. Это подтверждают и другие работы: школьники, чьи родители обладали высоким профессиональным статусом и хорошим образованием, имели вдвое большие шансы поступить в престижный университет.

Эту привилегию исследователи объясняют тремя «семейными» факторами: сильные родительские установки на качественное образование, большие инвестиции в учебу детей и связанная с ними высокая успеваемость. Значима также осведомленность о возможностях высшего образования. Установлено, что информированные школьники реже попадают в слабые учебные заведения.

Сила денег и знаний

Родители с высоким социально-экономическим положением охотно оплачивают репетиторов и подготовительные курсы при вузах. Такая дополнительная подготовка повышает уверенность и достижения детей — на экзаменах они набирают больше баллов.

Они понимают, на что могут рассчитывать, и реже выбирают плохой вуз. Почти идеальное соответствие абитуриента и вуза наблюдается в случае «интенсива» на дорогих курсах и обучения у качественных репетиторов, подчеркивают Прахов и Сергиенко.

Также читайте

Как повысить результат ЕГЭ

Культурные запросы семьи обычно измеряют числом книг в домашней библиотеке. «Книги — это очень важный ресурс инвестиций в человеческий капитал, — поясняют ученые.

— Если дома много книг, то, с учетом детской любознательности, гораздо больше вероятность того, что ребенок возьмет книгу с полки и будет ее читать». А у читающих абитуриентов меньше шансов попасть в плохой вуз.

Так что, если исходить из семейных факторов, неравенство доступа к образованию возникает задолго до поступления — у родительского книжного шкафа.

Сортирующая машина школы

Помимо семьи неравенство в выбор образовательных траекторий и жизненные шансы ребенка вносит и школа. Маршрут задается с первого класса. Обеспеченные семьи выбирают престижные лицеи и гимназии.

Те, что попроще, — останавливаются на школах шаговой доступности. Так определяется судьба на долгую перспективу.

В России дети нечасто меняют школу — многие учатся в одном и том же заведении до выпускного класса.

Обычно трекинг — выбор той или иной академической траектории и соответствующей школы (например, математической, языковой и пр.) — осуществляется в старших классах. Это специализация, которая часто связана с социальным статусом семей (простые школы — для простых людей).

Но в ряде стран дети «рассортировываются» по школам задолго до этого. Так, в Германии и Австрии трекинг происходит у школьников в 10 лет. Россия пошла дальше: ребенку выбирают образовательный путь в шесть-семь лет.

По пре-трекингу — крайне рано выстроенному образовательному маршруту — Россия стала «чемпионом».

Фактически институт образования воспроизводит уже сложившееся социальное неравенство. Дети состоятельных родителей получают лучшее школьное, а потом и вузовское образование.

Прахов и его соавтор Денис Сергиенко показали: высокий рейтинг школы (в топ-300 по Москве) снижает риски дисбаланса «абитуриент — вуз».

«Обучение не в общеобразовательной школе вносит весомый вклад в формирование итоговых баллов ЕГЭ и может уменьшить вероятность несоответствия», — подчеркивают ученые.

Кроме того, важно и качество образования. Хороший учитель умеет мотивировать школьников и поддерживать их веру в собственные силы. Установлено, что требовательность педагогов формирует у детей более высокую самооценку.

В поисках выхода

Что же необходимо делать, чтобы все абитуриенты извлекли максимум пользы из собственных достижений? По мнению экспертов, семьи и школы должны сообща работать над изменением установок и информированности родителей с низким социально-экономическим положением. Желательно максимально исключить ограничивающее влияние бэкграунда родителей на выбор образовательной траектории их детей.

Стоит работать и со школами, которые часто предвзято относятся к детям из простых семей.

Показано, что учителя и руководство школ воспринимают низкий уровень образования и культуры родителей как сигнал о низких образовательных притязаниях детей и не уделяют таким ученикам достаточно внимания.

Уровень преподавания в обычных школах необходимо подтянуть и дать шансы на успех самым разным группам учеников, подчеркивают Илья Прахов и Денис Сергиенко.

В школах пригодились бы и факультативы по подготовке к ЕГЭ — для малообеспеченных учащихся. Нужно больше информировать учеников о возможностях поступления в вузы и ситуации на образовательном рынке.
IQ

Авторы исследования:

Денис Сергиенко, бакалавр государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 7 мая

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/362883775.html

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: