Почему првительство не контролирует пенсионные фонды

Не хватает 12 млрд. Почему государству все сложнее платить пенсии в срок и зачем спешно реанимируют идею о накопительных пенсиях

Почему првительство не контролирует пенсионные фонды

Задержки пенсий в Украине могут войти в привычку. Пенсионному фонду все сложнее найти нужную сумму на выплаты, а это порядка 30 миллиардов гривен ежемесячно.

Напомним: первый звоночек прозвучал в июле этого года. Тогда деньги пенсионерам пришли  позже обычного. В ПФ пояснили задержки неким “кассовым разрывом”: якобы, Госказначейство попросту не успело вовремя перечислить деньги Фонду.

И, похоже, июльский “кассовый разрыв” рискует оказаться далеко не последним. Как утверждает экономист Виктор Скаршевский, с начала этого года долг Пенсионного фонда перед Госказначейством вырос на 11,7 млрд. грн. А только за сентябрь – почти на 2 млрд. грн.

Проще говоря, государству нужно будет активно искать в бюджете дополнительные деньги, чтобы рассчитаться с пенсионерами. Вполне возможно, что для этого под нож пустят другие социальные программы, – не исключают эксперты. Как в такой ситуации власти собираются повышать пенсии (а правительство уже анонсировало их увеличение на 20% с марта 2021 года) – непонятно.

Параллельно разгоняется еще одна пенсионная история. Недавно в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) заявили, что уже подготовили новую концепцию накопительной пенсионной системы, на очереди – новый законопроект. Если документ примут, украинцы, помимо ЕСВ (который идет в Пенсионный фонд), будут платить еще 2-7% со своих зарплат – на будущую персональную пенсию.

интрига состоит в том, что в Украине уже есть закон о накопительных пенсиях. Его приняли еще в 2003 году, но затем отложили до лучших времен.

В новом законопроекте, по словам главы Украинского аналитического центра Александра Охрименко, по сравнению с уже утвержденной версией практически ничего не меняется.

За исключением того, что управлять пенсионными деньгами работающих украинцев в случае принятия проекта, будет государственный фонд.

На кону огромная сумма – от 1 млрд до 5 млрд долларов в год, – подсчитал эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. И добавил: не исключено, что деньги украинцев там попросту растворятся.

“Страна” разбиралась, что будет с пенсиями в Украине.

Как 11 млн пенсионеров стали должниками

“Кассовый разрыв” у Пенсионного фонда постепенно превращается в настоящую черную дыру. По словам Виктора Скаршевского, с начала года ПФ задолжал Госказначейству 11,7 млрд гривен. И эта сумма только растет: в сентябре появилось еще 1,9 млрд. грн долга.

“Это означает, что на выплаты пенсий Фонду уже не хватает не только поступлений от ЕСВ, но и дотаций из бюджета (а они в этом году составляют 139 млрд. грн.).

Схема такова: когда близится период выплат, а средств на счетах ПФ нет, он берет недостающую сумму у Госказначейства, а замет, когда деньги появляются, возвращает долг.

Но сейчас, как видно, долги не только не возвращаются, но и накапливаются”, – констатирует Скаршевский.

У Пенсионного фонда только два источника наполнения. Первый – единый социальный взнос (ЕСВ), который платят со своих зарплат все работающие украинцы. В этом году они перечислят порядка 206 млрд. грн. И тут неприятных сюрпризов нет. Наоборот, по итогам 9 месяцев этого года поступления от ЕСВ увеличились на 25% (в том числе, за счет  расширения армии плательщиков, например, за счет фермеров).

В бюджете-2021 на дотации ПФ запланировано 139 млрд гривен. И, как считает Виктор Скаршевский, этой суммы, скорее всего, не хватит. Изначально были просчеты, и заложили меньше, чем нужно. реальные потребности – 150-155 млрд. То есть, получается, что не хватает как раз 11 млрд, которые пенсионный фонд “перехватил” у Госказначейства, – отмечает он.

В пенсионном фонде пояснили, что “дыра” возникла из-за непредвиденных расходов. В частности, речь идет о дополнительных 8 млрд гривен, которые нужно заплатить пенсионерам силовых ведомств, которые добились пересчета пенсий с апреля этого года.

Как рассказал “Стране” представитель Ассоциации ветеранов МВД Украины, тернопольский активист Игорь Сухарь, пенсии бывшим силовикам действительно пересчитали. “К примеру, мне добавили около 2 тысяч гривен. Но их должны пересчитать с 2021 года, поэтому лично мне государство должно 47 тысяч гривен. У других пенсионеров долги по 30-50 тысяч гривен.

Их отсуживают в индивидуальном порядке. Впрочем, даже если есть решение суда, исполнительные службы открывают производство, а через месяц его попросту закрывают. Уже есть первое выигранное дело и против исполнителей – тернопольский суд встал на сторону пенсионера.

Теперь пойдет вал исков против исполнительных служб за неправомочное затягивание выплат”, – рассказал Игорь Сухарь.

То есть, теоретически “незапланированные расходы” Пенсионного фонда могут стать еще большими.

В такой ситуации государство должно срочно пересмотреть размер бюджетного финансирования ПФ, – уверен Скаршевский.

“Если в ближайшее время не будут внесены изменения в закон о госбюджете на 2021 год с целью увеличения финансирования дефицита ПФ, то это будет означать, что правительство скрывает реальное положение дел с финансированием пенсий и обеспечивает их выплату за счет увеличения долга, который Пенсионный фонд вернуть не в состоянии”, – написал экономист на своей странице в .

Скаршевский пояснил “Стране”, что власти пообещали пенсионерам больше, чем в итоге могут выполнить. И, чтобы обеспечить эти обещания, теперь нужно резать какие-то другие бюджетные статьи.

Эксперты не исключают, что под нож пустят другие социальные выплаты, скажем, малообеспеченным семьям или детям сиротам, которые для политиков менее интересны в качестве потенциального электората.

Юрий Гаврилечко говорит, что на самом деле история с нехваткой денег на выплат пенсий поясняется не только ошибками в планировании.

“В бюджете две статьи – о субвенциях на спецпенсии и субвенциях ПФ объединили в одну. Поэтому на самом деле половина суммы, которую, якобы, направляют в качестве дотации пенсионерам, идет на выплаты бывшим прокурорам, народным депутатам и другим гражданам с не самыми маленькими пенсиями”, – пояснил он.

До 2022 года не беспокоить

Впрочем, даже если в этот раз власти наскребут денег для латания дыр в Пенсионном фонде, кардинально улучшить ситуацию вряд ли удастся. К примеру, в следующем году украинским пенсионерам обещают увеличение выплат на 20%.

Как недавно пояснили в Минсоцполитики, с 1 декабря 2021 года минимальная пенсия вырастет с нынешних 1435 гривен до 1497 гривен. А в марте 2021г она составит около 1,8 тысяч гривен. То есть, получается, что выплаты пенсионерам вырастут на 20%.

“Но в проекте бюджета-2021 на дотации Пенсионному фонду запланировано 165 млрд гривен. С учетом того, что нынешние потребности составляют не меньше 150 млрд, “лишние” 15 млрд гривен – это явно не 20%, а вполовину меньше”, – констатировал Виктор Скаршевский.

По словам Александра Охрименко, властям все сложнее содержать пенсионеров, так как снижается число работающих украинцев, с зарплат которых отчисляется ЕСВ в Пенсионный фонд.

“Если пенсионеров у нас больше 11 млн человек, то работающих граждан – 8 млн”, – говорит он.

По словам Юрия Гаврилечко, системные провалы в финансировании ПФ начались с 2015 года, после резкого уменьшения размера ЕСВ. Тогда власти пошли на сокращение налога в надежде, что это станет стимулом для бизнеса выводить зарплаты из тени. Но этого не произошло.

“С тех пор ПФ наполняют за счет инфляционных денег (за счет роста минимальных зарплат – Прим.Ред.)”, – констатирует эксперт. По его словам, это не позволяет провести реальное, а не дутое увеличение пенсий.

“Идет подмена понятий. По законодательству, должен быть пересчет пенсий раз в два года (чтобы подтянуть их к прожиточному минимуму) и ежегодная индексация на процент инфляции.

А с прошлого года решено индексировать пенсии лишь на половину инфляционного показателя. Но ни то, ни другое – это не рост пенсий. Повышение выплат возможно лишь тогда, когда в ПФ появляются “лишние” деньги (к примеру, какие-то сверхпланова доходы).

И последний раз такое было аж в 2004 году”, – рассказал Гаврилечко.

По его словам, текущая ситуация в ближайшие три года вряд ли изменится.

“Какими будут пенсии в следующем году мы уже знаем, и проект бюджета -2021 вряд ли существенно перепишут. В 2021 году будет идти формирование нового правительства и до пенсионеров тоже вряд ли дойдут руки. А на 2021 год запланированы рекордные выплаты по внешнему долгу, поэтому денег не будет. Рассчитывать на что-то можно лишь с 2022 года”, – подытожил он.

Накопи себе сам

Впрочем, похоже у власти есть план “Б”. Недавно глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Тимур Хромает заявил, что они подготовили новый законопроект о накопительных пенсиях и, якобы, в ближайшее время готовы передать его в парламент.

“Существующая солидарная система, которая действует сейчас, обречена на то, что ее объем будет сокращаться. Это факт. Сейчас у нас минимальная пенсия 1435 грн. при минимальной зарплате 3700 грн., то есть, минимальная пенсия составляет 30% от минимальной зарплаты.

При том, что минимальная зарплата будет расти, размер минимальной пенсии будет уменьшаться. Если сейчас это 30%, то в будущем будет 20%.

Поэтому если человек рассчитывает на солидарную систему, он будет еще беднее, чем сейчас”, – заявил Тимур Хромает в одном из интервью.

Он так рассказал, что НКЦБФР, совместно с Минфином и НБУ, разработали Концепцию накопительного пенсионного страхования. Согласно ей, работающие украинцы будут перечислять на первом этапе по 2% а затем – до 7% со своих зарплат. Через 15 лет процент отчисления может вырасти до 15%.

Эти деньги будут аккумулировать в специальном Накопительной фонде. Уже готов законопроект № 2413а о разделении регулярных полномочий – НБУ будет контролировать страховые компании, а НКЦБФР и Нацкомфинуслуг – пенсионный фонды.

Его принятия чиновники ожидают в конце этого или начале следующего года.

Идея с накопительными пенсиями, которую сейчас пытаются преподнести как ноу-хау, явно не нова. В Украине соотвествующий закон был принят еще в 2003 году. Но затем его вступление в силу отложили.

“В документ прописано, что для внедрения накопительного уровня нужно три условия. Первое – размер минимальной пенсии на уровне прожиточного минимума, второе – рост отечественной экономики в течение последних двух лет, и третье – бездефицитность Пенсионного фонда. Иначе система попросту не заработает”, – говорит Гаврилечко.

По словам Охрименко, существующий закон вполне работоспособен. “Он скопирован из аналогичного немецкого”, – поясняет эксперт.

Зачем же понадобилось сочинять новую концепцию и новый законопроект? Ответ прост. “Если сравнить новый законопроект с уже утвержденным законом – отличия минимальные. Поправили  какие-то технические моменты. Плюс – появилась норма о государственном фонде, который будет управлять пенсионными отчислениями”, – говорит Охрименко.

“Все дело традиционно в деньгах. Фонд оплаты труда в Украине 1 трлн 142 млрд гривен в год. Даже 2% от этой суммы – это 1 млрд долларов. А в дальнейшем это может быть и 5 млрд (если отчисления с зарплат вырастут). Управлять этими деньгами 50 на 50 будут государственный ПФ и частные пенсионный фонды. Кто же откажется получить доступ к такой сумме.

Только непонятно, что будет с деньгами украинцев после такого “управления”. Ведь даже чтобы просто сохранить их покупательскую способность, нужно увеличивать накопления ежегодно хотя бы на процент инфляции – иначе они попросту обесценятся.

куда их можно инвестировать под столь высокие проценты, и при этом без риска потерять – непонятно”, – говорит Гаврилечко.

Людмила Ксенз

Источник: https://naspravdi.info/novosti/ne-hvataet-12-mlrd-pochemu-gosudarstvu-vse-slozhnee-platit-pensii-v-srok-i-zachem-speshno

Почему деньги в НПФ пропадут? Негосударственные пенсионные фонды в России

Почему првительство не контролирует пенсионные фонды

Ключевая задача инвестирования – обеспечить пассивный доход на пенсии. В связи с этим вопрос, касающийся негосударственных пенсионных фондов России актуален. Стоит ли доверять деньги НПФ? В данной статье рассмотрим существующие подводные камни, преимущества и недостатки НПФ, особенности сотрудничества с негосударственным фондом.

Принцип работы пенсионной системы

В мире существует два принципа организации пенсионной системы:

  • солидарная;
  • накопительная.

Суть солидарного – есть работающие граждане в стране, которые оплачивают содержание действующих пенсионеров. Система работает до момента, пока количество работающих граждан = числу пенсионеров, или не намного превышает.

Когда в стране падает рождаемость, число работающих снижается, то пенсионная система солидарная работает на основе финансовой классической пирамиды.

Те, кто первые вложили деньги смогут их вернуть назад, а последние подвергаются риску не получить выплаты.

Второй принцип – накопительный, когда из заработка работающего человека взимается определенная сумма, перечисляется на накопительные счета.

Средства направляются на инвестирование, в активы которые считаются консервативными, и обеспечивают незначительную прибыльность.

Данными  деньгами на накопительных счетах управляет государство, Внешэкономбанк, или частные пенсионные фонды, негосударственные. 

До 2014 в России все шло неплохо, до момента когда НПФ стало недостаточно денег на дорогостоящие командировки и элитную недвижимость, то есть якобы на выплаты пенсий.  Было принято решение заморозить средства россиян.

То есть те деньги, которые должны были перечисляться на накопительную часть, перебросить на текущих пенсионеров.

Получается,  что на данный момент негосударственные пенсионные фонды и Внешэкономбанк управляют деньгами, которые поступили с 2002 по 2013 год.  Такие действия также не помогли.

В 2021 году пенсионный возраст в РФ пришлось повысить. Существуют разнообразные расчеты, относительно того, если бы пенсионный фонд более эффективно расходовал средства, не держал много сотрудников, не выстраивал офисы в разных городах РФ, возможно повышение возраста можно было отложить на десятилетия.

9 июля 2021 была ликвидирована  государственная программа «Развитие пенсионной системы», которую начали разрабатывать в 2010 году. Из-за разногласий в финансировании, программу не утвердили. В марте 2014 года пытались утвердить программу через 2 месяца. Цель на 2021 год – увеличение пенсии в 2 раза  прожиточного минимума пенсионеров.

  • средний прожиточный минимум на 2021 год 8 тыс. рублей;
  • средняя пенсия 2021 14 тыс.

Интересный факт, что прожиточный минимум для трудоспособного населения 11 тыс., для пенсионеров 8 тыс.

Ситуация в НПФ

Изменения внутри государственной пенсионной системы оказали гнетущее воздействие на негосударственные. Информация за 2021 год, впервые в истории средневзвешенная доходность, начисленная НПФ на счета клиентов, упала ниже нулевой отметки. Это связано с убыточной работой определенных фондов.

В РФ осталось около 50 работающих негосударственных пенсионных фондов, в основном они консолидированы вокруг государственных банков. С одной стороны – это нехорошо, но в условиях современной России, чем ближе к государству, тем стабильней.

Согласно статистике чуть больше половины НПФ смогли начислить гражданам дохода чуть выше инфляции 4,3%.

До 2021 НПФ существовали за счет платы за успех, за определенный процент который забирали от дохода, весной 2021 года лобби негосударственных фондов добилось того, что появилась фиксированная плата за управление. Размер оплаты не зависит от результата, которые показывает организация.

Фиксированная плата 0,75% средней стоимость активов ежегодно. Сумма не большая,  но за определенный период фирма забирает внушительную долю прибыли.

Кроме платы за управление, взимается плата за успех. Размер, которого колеблется, и может достигать 15%.  Необходимо понимать, что  если организация отработала в убыток, плата за управление еще больше углубляет  потери, в которых пребывает клиент.

Согласно статистике, в 2021 году организации, давшие нулевую доходность, в среднем выплатили себе премии свыше 33 млрд. рублей.

Накопления в негосударственных пенсионных фондах банков России пребывают под защитой ОСВ. Если НПФ обанкротиться, деньги будут возвращены.

Нужно понимать, что клиент отдает деньги на определенный период, в это время в стране была инфляция, накопления обесценились. Как раз от инфляционной коррозии никто не защитит.

НПФ обязаны ежегодно делать отчисления в ОСВ, это 0,00024% и резервы по пенсионному страхованию 0, 25%.

Статистика за 2021:

  • в ОПС фонды внесли 22 млрд рублей;
  • в ОСВ 3 млн рублей.

Данная страховка с одной стороны требуется, но с другой стороны она максимально не защищает от форс-мажорных ситуаций. В особенности нужно учитывать, что в данном случае речь идет о длительном инвестировании, поэтому без инфляции никуда.

Помните, что изменить НПФ можно не чаще чем 1 раз в 5 лет. Инвестиционная прибыль в большинстве случаев теряется. Правда, в ЦБ говорят, что введут определенные коррективы, возможно даже отметить ограничения.

Поскольку это стало основой для создания мошеннических схем, когда людей насильно переводят в другую негосударственную организацию, а пенсионеры об этом даже не знают.

Периодически следует проверять, где находятся накопления.

1 января 2021 года грозило введением индивидуальных пенсионных планов – данная система призвана сменить накопительную историю. Суть работы схожий, россиянин будет самостоятельно перечислять процент от зарплаты в фонды.

Возможно, участие в системе ИПС будет добровольным, деньги можно будет забрать и заниматься управлением самостоятельно.

Если такая возможность будет – это идеальное решение, позволяющее не делится своими доходами с организацией, которая использует их не эффективно.

НПФ предлагает разные коммерческие продукты, поскольку нужно заработать. Одним из которых выступает индивидуальный пенсионный план, самостоятельное накопление пенсии. Если  ознакомиться с комиссионными издержками – это чрезмерно высокая оплата.

Каждый при желании может самостоятельно составить базовый инвестиционный портфель, существуют ИНС, дающее право на получение налогового вычета. Также можно купить консервативные инструменты в виде ОФЗ или акции голубых фишек.

Результат может быть и лучше, при этом вы экономите на комиссии.

Источник: https://investfuture.ru/edu/articles/pochemu-dengi-v-npf-propadut-negosudarstvennye-pensionnye-fondy-v-rossii

Пенсионная система — самая большая проблема России. Почему нужна реформа

Почему првительство не контролирует пенсионные фонды

© Кирилл Канин. Митинг против пенсионной реформы в Новосибирске, 16 июня

19 Июн 2021, 00:36

Мнение публициста и общественного деятеля из Новосибирска Дмитрия Холявченко.

Многие годы я говорил и писал, что пенсионная система — это главная проблема современной России. Заявленная реформа — единственное действие федеральной власти, которое свидетельствует если ли не об остатках здравого смысла, то хотя бы о чувстве страха, хоть как-то соотносящегося с реальностью.

Но опыт принятия любых решений в нашей стране показывает, что мотивы часто не имеют никакого значения, а любой анализ можно строить только на опыте применения реформ. Давайте посмотрим на ситуацию в общем и попробуем понять, является ли увеличение пенсионного возраста реформой на самом деле.

Что такое пенсия

Пенсия (особенно государственная) — это наследие индустриальной эпохи. В условиях, когда большая часть населения стала работать на промышленных предприятиях, всю жизнь выполняя тупую техническую работу с невероятным уровнем отчуждения от труда, пенсия стала универсальным механизмом решения целого ряда проблем.

Важнейшая из этих проблем — среднестатистическая невозможность с определенного времени выполнять свою работу из-за дряхлости — сейчас практически потеряла свою важность, по крайней мере, до возраста 70 лет.

Что касается восприятия пенсии как «заслуженного отдыха», то обоснованность постановки такого рода вопроса для безусловно трудоспособных 55–65-летних мужчин и женщин скорее лежит за пределами социально-экономической логики, противоречит ценности труда как органичного человеческой жизни процесса.

Это легко решается в нормальной экономике персональным выбором и частным капиталом, определяется глобальными трендами развития современного общества.

В современном обществе подавляющая часть людей занята в третичном секторе экономики. Накопление становится важным фактором независимости от государства.

Современный человек практически в любой сфере имеет возможность двигаться вверх по служебной лестнице и со временем переходить из непосредственного производства товаров и услуг к управлению, образованию или наставничеству, аналитике и исследованиям. И это становится не только вопросом карьеры и дохода, но возможностью очень сильно продлить период продуктивной части жизни.

Даже если с возрастом человек не может заниматься физическим трудом в прежнем объеме, он трансформирует свой опыт в физически легкую, но дорогостоящую с точки зрения рынков работу, выстроенной на основании его опыта.

Как и любой социально и экономически значимый процесс пенсионная система в нормальной экономике всегда обоснована в первую очередь экономической логикой и экономической эффективностью.

Говоря проще, ни в одной экономически успешной (и, кстати, социально ориентированной) стране пенсия не выплачивается только потому, что людям нужна помощь, потому что они заслужили. Или потому, что так исторически сложилось. Пенсионная система развитых стран мира — это мощнейший и невероятно эффективный инвестиционный механизм.

В большинстве из них пенсионные фонды концентрируют большие объемы капиталов, чем банки, и являются важнейшим сегментом мировой экономики, который обеспечивает долгие инвестиции.

Понятно, что логика возникновения пенсионной системы, включая государственную, на политическом уровне может быть детерминирована и социальными задачами, и представлением о социальной справедливости. Но существование этой системы на базовом уровне вызвано именно ее эффективностью и основным функциональным назначением — обеспечением экономики «долгими» деньгами.

Пенсионная система России — историческое наследие распределительной и плановой системы народного хозяйства, распространенное на население, по роду занятости вырванное и из мирового разделения труда, и из объективности рыночных процессов.

Говоря проще, размер российской пенсии, как и стоимость труда человека работающего (или работавшего в советское время) на государство, чаще всего вообще никак не зависит ни от рынка труда, ни от рыночной стоимости произведенного им продукта.

То есть, кто и сколько должен получать, зависит не от того, сколько в реальности человек произвел в стоимостном выражении работы, а от того, насколько важным был в какой-то, выбранный государством, момент его труд для обороны, бюрократических задач, государственных представлений об инвестициях в основные фонды.

Все это привело к тому, что при включении России в мировую экономику:

  • во-первых, формат и качество производимых товаров и услуг не соответствовал спросу;
  • во-вторых, дисбаланс между отраслями с точки зрения их модернизации был слишком большой, чтобы не наносить ущерба;
  • в-третьих, большая часть работы значительной части населения, включая сделанную до 1991 года, просто пропала с точки зрения капитала. При огромных объемах вложенного за всю свою жизнь труда, большинство населения не создало ничего полезного с точки зрения процессов мировой экономики. Они просто не заработали стране на пенсию.

Поэтому пенсия в России — это не эффективный инвестиционный механизм и даже не инструмент реализации социальной справедливости. Это социальное пособие, которое по традиции выплачивают людям, достигшим определенного возраста, чтобы они не умерли с голоду.

Однако в России все-таки есть рынок, бизнес, конкуренция и частная собственность, и поэтому ни один существующий институт, включая пенсионную систему, не может не иметь экономического значения. Пенсионная система — это один из важнейших в стране факторов регулирования потребления.

Триллионы рублей, пока еще стабильно выдаваемые государством малообеспеченным слоям населения, — это те доходы, которые люди тратят в первую очередь на продукты, лекарства, одежду, товары повседневного массового спроса.

Не секрет, что долгие годы единственным драйвером российской экономики было потребление, а перераспределение дохода маленькими порциями в пользу самой массовой категории населения приводило к разгону инфляции на рынках товаров массового потребления и торможению потребления в более высокодоходных сегментах.

Однако, если кто-то (без какой бы ни было своей вины, кроме молчаливого соглашательства с экономическим безумием советского государства) десятилетиями получал под видом пенсии незаработанное социальное пособие, то кто-то эти доходы недополучал.

Вся пенсионная система формируется за счет налогов на фонд оплаты труда, и взнос в пенсионный фонд практически в два раза превышает подоходный налог. Большинство населения вообще не знает о существовании этого налога.

По сути, он является наказанием для бизнеса за активность и создание рабочих мест.

Получается, что больше всего страдает малый бизнес в сфере услуг, подрядных работ и торговли, где львиная доля расходной части бюджета приходится на заработную плату. Все эти изъятые из оборота бизнеса средства — это неслучившиеся инвестиции, а, следовательно, ущерб для экономики.

Понятно, что часть этих денег возвращается в оборот бизнеса в результате потребления пенсионеров. Максимальную выгоду от существующей пенсионной системы получает примитивный ритейл.

При этом средства вымываются из сферы сложных услуг, инновационной сферы, построенной на качественном труде, секторов, способных в кризис создать максимальное количество рабочих мест и тем самым выполнить наиболее важную социальную функцию в современном обществе.

Есть еще одна очень несправедливая и негативная с точки зрения экономики сторона, о которой обычно не принято говорить, — это отчисление бизнесом взносов в пенсионный фонд в общий котел.

То есть активный бизнес крупных городов и относительно нормально развивающихся регионов платит пенсии быстро стареющему населению депрессивных районов.

В первую очередь, малым городам и сельской местности бесперспективных областей Центральной России, где трудоспособное население уезжает, а старики доживают свой век в ужасных условиях.

Как выглядит бюджетная система

Очень часто, когда мы говорим о деятельности российского государства, мы забываем, что на федеральном уровне власти у нас не один, а четыре бюджета. Давайте посмотрим на расходную часть федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов:

БюджетРазмер расходной части бюджета, млрд.руб.Доля в консолидированных расходах на федеральном уровне
Федеральный бюджет16 530,0
 в т.ч. субсидии ПФР3 356,6
в т.ч. субсидии ФОМС32,2
в т.ч. субсидии ФСС46,3
1Федеральный бюджет за вычетом субсидий внебюджетным фондам13 094,954,0%
в т.ч. «на здравоохранение»321,0(1,3%)
в т.ч. «на социальную защиту»1 328,0(5,5%)
в т.ч. на федеральную бюрократию1 236,0(5,1%)
в т.ч. на силовые структуры2 272,0(9,4%)
в т.ч. на дотации регионам860,0(3,5%)
в т.ч. на обслуживание госдолга824,0(3,4%)
    в т.ч. на всё остальное в стране6 253,9(25,8%)
2ПФР8 439,934,8%
в т.ч. страховая пенсия6 619,3(27,3%)
в т.ч. остальные пенсионные выплаты635,2(2,6%)
в т.ч. социальная защита726,6(3,0%)
в т.ч. материнский капитал341,4(1,4%)
в т.ч. содержание фонда117,4(0,5%)
ФОМС1 994,1
в т.ч. субсидии ФСС18,3
3ФОМС за вычетом субсидий ФСС1975,88,2%
в.т.ч. на здравоохранение1975,1(8,1%)
в т.ч. содержание фонда0,7(>0,1%)
4ФСС736,63,0%
в т.ч. на «социальную защиту»710,7(2,9%)
в т.ч. содержание фонда25,9(0,1%)
ИТОГО24 247,2100%
Источники:

Источник: https://tayga.info/141035

овое агентство «Эксперт РА»

Почему првительство не контролирует пенсионные фонды

Главный экономист “Эксперт РА” Антон Табах

Повышение пенсионного возраста должно сопровождаться мерами, стимулирующими граждан самостоятельно заботиться о своем будущем

Возможный эффект

Было бы большой ошибкой называть одобренные правительством на заседании 14 июня предложения по повышению пенсионного возраста пенсионной реформой.

Возраст — важный параметр любой пенсионной системы (а в России он действительно не менялся с момента подключения всего городского населения к пенсионной системе в 1956 году), но далеко не единственный.

Последняя сбалансированная пенсионная реформа была проведена в 2001–2002 годах, но впоследствии ее параметры менялись по различным причинам,? и сбалансированную систему построить не удалось, несмотря на значительно более благоприятную демографическую ситуацию и возможность все делать размеренно.

Неудивительно, что скрытое повышение пенсионного возраста идет уже давно. Взять хотя бы отсечку не имеющих трудового стажа граждан от страховых пенсий и перевод их на социальные (фактически социальное пособие), которые начинают выдавать на пять лет позже официального пенсионного возраста.

Уже повышен и пенсионный возраст для госслужащих. Теперь решено рубить сразу и жестко. Выбранный вариант уже содержит некоторые послабления по сравнению с проектами, попавшими в СМИ за несколько недель до решающего заседания в Белом доме.

В частности, пенсионный возраст планируется повышать на полгода, а не на год за год. Ряд норм может быть скорректирован в процессе обсуждения законопроекта в зависимости от уровня общественного недовольства. Например, женский пенсионный возраст в 63 года может быть сдвинут к 60 годам.

Может быть «отыграно» назад и повышение возраста выплаты социальных пенсий до 68 и 70 лет соответственно.

Немедленный эффект для бюджета и ПФР окажется не слишком большим, он будет нарастать постепенно как за счет уменьшения числа новых пенсионеров, так и за счет дополнительных социальных взносов с оставшихся на рабочих местах (при условии, что они работают вбелую).

С учетом средних пенсий и средних взносов эффект составит уже в первый год не менее 200 млрд руб. Это немало, но и незапредельно много на фоне выплат по всем видам пенсий (включая пенсии по инвалидности и потере кормильца) более 7 трлн руб. в год — за счет поступлений от социальных взносов (4,5 трлн руб.) и трансфертов из бюджета.

В дальнейшем эффект для бюджета будет, с одной стороны, нарастать из-за увеличения числа «социальных» пенсионеров (скажутся провалы в выплатах взносов и формировании трудового стажа у граждан в 1990–2000-х годах), но с другой — частично обесценится ростом продолжительности жизни.

При этом даже через десять лет пенсионная система вряд ли станет бездефицитной без еще большего повышения пенсионного возраста.

О чем забыли

Для политиков повышение пенсионного возраста — это «контактный рельс»: не трогай, ударит током. И с этой точки зрения принятое решение вызывает ряд вопросов. При пухнущем от денег федеральном бюджете тех, кому выходить на пенсию в ближайшие годы, можно было бы не трогать.

Однако никаких «плюшек» для предпенсионного поколения не предусматривается. Непонятно, что будет с рано выходящими на пенсию силовиками. Предполагается повышение требований по выслуге лет, но его масштаб неясен.

Не решается проблема с пенсиями работников вредных производств, никто не урезает весьма достойные пенсии госслужащих высоких рангов.

Предложенная возможность выхода на пенсию на два года раньше нового пенсионного возраста при стаже 45 лет для мужчин выглядят крайне сомнительной льготой: даже в бюджетном секторе такие работники скорее аномалия, чем норма. Обещанный премьером Медведевым ежегодный рост средних пенсий на 1000 руб. в месяц не сильно превышает индексацию по инфляции и никем не гарантирован.

Правительству стоило бы вместе с повышением пенсионного возраста принять ряд мер, стимулирующих граждан самостоятельно заботиться о своем будущем, — например, разморозить пенсионные накопления или ввести осмысленную модель индивидуального пенсионного капитала.

Но обсуждение этих сюжетов зависло в периметре Минфин — ЦБ — Минтруд — ПФР и сводится к дискуссиям по важным, но техническим вопросам вроде механизма подключения граждан к новой накопительной системе по умолчанию или по выбору.

Число граждан, выбирающих добровольные пенсионные программы, впервые за много лет начало расти, но никаких мер по дополнительному стимулированию таких накоплений, например с помощью софинансирования со стороны работодателей (традиционный элемент глубоких пенсионных реформ), не озвучивается.

Поэтому правительственный законопроект — непопулярная мера, выдвинутая в тактически удобный момент, неизбежная на фоне демографической ситуации в России, — создаст немало проблем работникам старших возрастов и их работодателям, но при этом не решит вопрос о давно назревшей пенсионной реформе.

Источник: РБК

Источник: https://raexpert.ru/press/articles/rbc_tabah7

Держи фонд шире: неподтвержденные доходы отдадут пенсионерам

Почему првительство не контролирует пенсионные фонды

Денежные средства, законность получения которых невозможно доказать, будут конфисковывать и перечислять в Пенсионный фонд РФ. О подготовке соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы «Известиям» рассказали в Минфине. Документ готовы поддержать в большинстве фракций Госдумы, учитывая многомиллиардный дефицит Пенсионного фонда.

Пока в пользу государства изымается только имущество, приобретенное на неподтвержденные доходы, — в этом году ПФР впервые получил 21,4 млрд рублей за конфискованную у чиновников недвижимость. Однако мера касается не только госслужащих — в прошлом году Конституционный суд подтвердил, что она грозит любому, кто не смог доказать законность приобретения.

Не только имущество

Как выяснили «Известия», Минфин готовит поправки в ст. 46 и 146 Бюджетного кодекса РФ в части уточнения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда.

Речь идет о том, чтобы в ПФР перечислялись денежные средства, в отношении которых в соответствии с законодательством о противодействии коррупции не представлены доказательства, подтверждающие законность их получения.

Эту информацию «Известиям» подтвердили в пресс-службе ведомства.

— В Гражданский кодекс сейчас вносятся уточняющие поправки, что конфисковано в установленных случаях может быть не только имущество, в отношении которого не представлены доказательства, подтверждающие приобретение имущества на законные доходы, но и денежные средства — в случае отсутствия доказательств законности их получения. Законопроект внесен в правительство, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина.

В ведомстве уточнили, что поправки в Бюджетный кодекс нужны для синхронизации его с ГК РФ.

В законопроекте указано, что новые нормы могут вступить в силу уже в декабре этого года.

Сейчас в пользу государства изымается только имущество, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена.

Причем в конце прошлого года Конституционный суд уточнил, что оно может быть конфисковано у любых лиц, а не только у чиновников и членов их семей, на которых распространяется действие закона о контроле за расходами госслужащих.

КС рассматривал этот вопрос в связи с жалобами бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родственников и знакомых. Ранее у них было изъято имущество на общую сумму более 9 млрд рублей.

Что касается денежных средств, в Минфине оперативно не пояснили, кто именно будет осуществлять проверки, а также — какова будет минимальная сумма, которая может вызвать сомнение контролирующих органов.

От коррупционеров — пенсионерам

В большинстве фракций Госдумы инициативу Минфина готовы поддержать в связи с дефицитом средств Пенсионного фонда и падением его доходов.

— Пенсионный фонд надо укреплять. Одним из источников могут быть недоказанные доходы. Но это говорит о том, что накопительная страховая система у нас не работает, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

По его словам, инициатива Минфина — попытка «заштопать» эту систему.

— Мы вносили поправки, чтобы такие средства направлялись целевым способом на рост пенсий, а не просто размывались в общем бюджете и экономили ежегодный размер трансферта ПФР из федерального бюджета (в 2021 году должен составить 4,1 трлн рублей. — «Известия»). Но на наш законопроект правительство дало отрицательное заключение, — рассказал «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

Правда, по его словам, законопроект может напугать крупный бизнес, который может начать выводить деньги из России.

С наибольшим воодушевлением к законопроекту ожидаемо отнеслись в КПРФ.

— Пенсионный фонд сегодня испытывает большую нехватку средств. По моим подсчетам, реальный дефицит составляет около 650 млрд рублей, хотя в бюджете он ниже (согласно данным на 2021 год, дефицит ПФР равен 118,4 млрд рублей. — «Известия»), — заявил «Известиям» первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам, коммунист Валентин Шурчанов.

При этом даже дополнительный источник средств вряд ли полностью исправит ситуацию, считает политик.

Срок давности

В Пенсионном фонде от комментариев «Известиям» по поводу инициативы Минфина воздержались.

В этом году ПФР впервые получил деньги от продажи конфискованного у чиновников имущества, не подтвержденного доходами. Выступая на заседании в Совете Федерации в июне этого года, генпрокурор России Игорь Краснов сообщил, что с января сумма составила 21,4 млрд рублей.

— Существует конвенция ООН, которая преследует за незаконное обогащение. Россия до сих пор ее не ратифицировала. В ней как раз идет речь о том, чтобы конфисковать средства, происхождение которых человек доказать не может.

Сейчас эта инициатива дословно повторяется, но с приставкой Пенсионного фонда, — рассказал «Известиям» доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.

По его мнению, идет смешение двух разных проблем: коррупционных доходов и нехватки средств в ПРФ. Каждую из них нужно решать отдельно.

— Очевидно, что фонд нельзя наполнить этими деньгами. Хотя решение о повышении пенсионного возраста очень непопулярно, но, на мой взгляд, оно было правильное, — отметил эксперт.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов полагает, что законопроект будет поддержан обществом, хотя вызовет напряжение у бизнеса.

— Но здесь главными будут детали и окончательный вид законопроекта после его прохождения в Госдуме, — пояснил эксперт.

С этим согласен глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По его словам, после внесения законопроекта в Госдуму важно будет понять срок давности, то есть за какой период могут проверить законность средств. Но общественность эту инициативу в целом поддержит, убежден эксперт.

Источник: https://iz.ru/1040672/natalia-bashlykova/derzhi-fond-shire-nepodtverzhdennye-dokhody-otdadut-pensioneram

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: