Общая характеристика органов предварительного расследования в рф

Предварительное следствие

Общая характеристика органов предварительного расследования в рф

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

  • Следственный комитет РФ,
  • следственные подразделения органов внутренних дел;
  • следственные органы Федеральной службы безопасности.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства[1-3], возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

  • до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;
  • до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;
  • дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем – Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

  • возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
  • возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
  • возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы.

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • обыск и выемка в жилище,
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
  • личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан.

Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья.

Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

Источник: https://advokatsidorov.ru/predvaritelnoe-sledstvie.html

Органы предварительного следствия

Общая характеристика органов предварительного расследования в рф

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  
Опиши задание

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

Тема 12. Предварительное расследование

Общая характеристика органов предварительного расследования в рф

Предварительное расследование – стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.Сущность предварительного расследования как стадии уго­ловного процесса заключается в том, что это промежуток вре­мени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.Задачи стадии ПР:Общие:защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.Специфические:привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;обеспечение гражданского иска;подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.Значение стадии ПР:в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.

12.2. Общие условия производства предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.

Система общих условий предварительного расследования:соблюдение правил подследственности;индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел;своевременное начало предварительного расследования;сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании;соблюдение сроков предварительного расследования;привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса;производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению;недопустимость разглашения данных расследования;общие правила производства следственных действий;установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;использование специальных познаний и научно-технических средств;взаимодействие органов расследования;наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля.Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства.Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.):предметный (родовой);персональный;альтернативный (территориальный);по связи дел.Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией.Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ).Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел.Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия.Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего.Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса.Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

12.3. Формы предварительного расследования, их характеристика

Существуют две формы предварительного расследования:дознаниепредварительное следствиеПредварительное следствиеПредварительное следствие — это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования.Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст.

73, 421, 434 УПК РФ).Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью.

След­ственные подразделения в настоящее время имеются в проку­ратурах, а также в органах внутренних дел, органах федераль­ной службы безопасности.Предварительное следствие, согласно ст.

151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.От судебного предварительное следствие отличается субъек­тами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном про­цессе этих видов деятельности.Предварительное следствие, как и любая другая форма пред­варительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений.Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.ДознаниеДознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)В юридической науке понятие дознания используется главным образом  для обозначения:Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;Самостоятельного института уголовно-процессуального права;Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).При этом следует обратить внимание на то, что решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия.Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ). Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств, уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности (ст. 149 УПК РФ) и передачи следователю.Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними с 1 июля 2002 года (с момента вступления в действие УПК РФ) должно производиться в общем порядке с учетом дополнительных требований, предъявляемых гл. 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних).Но поскольку при расследовании указанной категории дел, в силу требований п.2 ч.1 ст. 421 УПК РФ необходимо выяснение уровня психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего, для чего требуется производство судебной психиатрической экспертизы, и выяснение таких обстоятельств не укладывается в сроки, отведенные законом для производства дознания, производится предварительное следствие.Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.Осуществляется дознание уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24 – 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ.Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, от предварительного следствия отличают:к подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 150 УПК, а также по иным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, но только при наличии письменного указания прокурора.производство в форме дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания частью 3 ст. 150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ст223 УПК РФ)субъект, его осуществляющий (может быть дознавателем, а не следователем);правовой статус данного субъекта (дознаватель не облада­ет процессуальной самостоятельностью);первоначальный срок (20 суток)возможность отсутствия в деле постановления о привлече­нии в качестве обвиняемого (в соответствии с п.2 ч.1 ст. 158 и ст. 225 УПК дознание заканчивается составлением обвинительного акта, содержание которого регламентируется ст. 225 УПК) обвинительного акта:Дата и место его составленияДолжность и фамилия лица, его составившегоДанные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемогоОбстоятельства преступления и др. обст-ва, имеющие значение для дела.В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд.С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого.Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору.В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений:об утверждении ОА и направлении дела в судо возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления ОА , при этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток

прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. 24-28.

Источник: https://uprocess.ru/page-12.html

Ст 150 УПК РФ: предварительное расследование в уголовном процессе и деле, формы следствия

Общая характеристика органов предварительного расследования в рф

Предварительное расследование присуще большинству уголовных дел. Оно являет собой самостоятельную стадию производства, которая состоит в подготовке материалов дела для судебного производства. Иногда на этом этапе принимают решение о прекращении уголовного преследования и уголовного дела. Регулирует порядок проведения предварительного расследования ст. 150 УПК РФ.

О чем статья упк?

В уголовном процессе досудебное расследование является основным способом сбора материалов и доказательств вины конкретного субъекта. Исключением являются дела частного обвинения. В данном случае подготовкой материалов и ведением расследования занимается сам потерпевший при содействии мирового судьи.

Предварительное расследование в уголовном процессе ставит перед собой несколько целей:

  • раскрыть злодеяние;
  • изобличить человека, виновного в злодеянии или реабилитировать лицо невиновное;
  • сформировать доказательную базу для судопроизводства;
  • обеспечить участие обвиняемого в судебном заседании;
  • гарантировать возмещение вреда, причиненного нарушением закона.

Достичь этих целей можно путем обеспечения права потерпевшего и обвиняемого на защиту, сбором доказательств и необходимых сведений, а также применением мер принуждения. Выполнение этих задач является прямой обязанностью работников правоохранительных органов при производстве по каждому делу.

Итогом предварительного расследования является выдвижение обвинительного постановления или акта, постановления для направления на принудительное лечение.

Предварительное расследование начинается с возбуждения уголовного производства и заканчивается в момент издания следователем постановления о направлении дела в суд или его закрытии.

Основные положения

Раскрытие преступления – это затяжной процесс установления обстоятельств, которые требуется доказать. Согласно УПК РФ, преступление считается раскрытым быстро, если процедура завершилась в установленные законом сроки. Раскрытым злодеяние считают с момента вступления в силу обвинительного приговора.

Непременным условием раскрытия нарушения закона является достаточная совокупность доказательств, которые подтверждают сам факт преступления и виновность конкретного лица в совершении этого злодеяния. Полное раскрытие правонарушения обеспечивает справедливый приговор и определение соразмерного наказания.

Общая характеристика предварительного расследования уголовных дел включает в себя такие основные положения:

  1. Характер и место производства:
  • формы расследования;
  • подследственность дела;
  • место проведения предварительного расследования;
  • производство неотложных следственных мероприятий.
  • соединение уголовных дел;
  • выделение уголовного производства;
  • выделение в отдельное уголовное производство материалов дела.
  1. Начальный и конечный моменты в производстве:
  • начало предварительного следствия;
  • конец предварительного следствия.
  1. Обязанности контролирующих органов по устранению обстоятельств, которые способствуют совершению новых злодеяний, а также обстоятельств, нарушающих права и интересы других участников процесса:
  • меры по обеспечению гражданского иска;
  • обязательность приема заявления от граждан;
  • попечение о детях, пожилых родственниках и иждивенцах обвиняемого;
  • принятие мер по выявлению, пресечению обстоятельств, способствующих совершению злодеяния.
  1. Информацию, составляющую непосредственно предварительное расследование:
  • неразглашение данных предварительного следствия;
  • восстановление уголовных дел.

Субъектами предварительного расследования считаются органы дознания и предварительного следствия. К ним относят прокуратуру, органы внутренних дел, ФСБ, госнаркококнтроль, таможенные службы, а также органы юстиции и должностных лиц вооруженных сил.

Виды и от чего зависят сроки наказания

Формой предварительного расследования называют совокупность конкретных процедур, условий и гарантий стадии производства. Форма следствия может усложняться или приобретать упрощенный вид в зависимости от степени тяжести нарушения закона.

Статья 150 выделяет такие формы предварительного расследования в уголовном процессе РФ:

  • предварительное следствие;
  • дознание.

Предварительное расследование − это более сложная форма ведения уголовного процесса, которая гарантирует установление истины и соблюдение конституционных прав всех участников процесса.

Предварительное следствие не должно вестись более 2-х месяцев с момента возбуждения производства. При наличии обстоятельств, описанных в УПК, время расследования может быть судьей продолжено до 6, 9, 12 и 18 месяцев. Если прокурор вернул материалы дела следователю на доработку, он должен исправить недочеты за 1 месяц.

Дознание − это упрощенная форма следствия. Оно осуществляется по делам, где проведение полноценного предварительного расследования не обязательно. Главными условиями для осуществления дознания является незначительная опасность содеянного нарушения закона и невысокая сложность расследования.

Дознание проводят в течение 30 суток, в редких случаях срок может быть увеличен прокурором. Если дело рассматривают по ускоренной модели, то срок дознания может быть сокращен до 20 суток.

Существует еще и третья форма расследования − производство неотложных следственных мероприятий.

Это факультативный этап расследования, на котором работники органа дознания вместо сотрудников следственного отдела возбуждают уголовное дело, и выполняют оперативно-розыскную деятельность.

Делают это для своевременного закрепления следов злодеяния и установления круга виновных лиц. Сотрудники дознания обязаны направить собранные материалы прокурору для передачи следователю в срок 10 суток после возбуждения производства.

Неотложные меры процессуального характера предпринимаются в случаях, когда присутствует вероятность, что следы преступления могут исчезнуть, виновное лицо скроется от следствия, а также возможность возмещения ущерба от содеянного злодеяния будет утрачена.

Источник: https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/st-150-upk-rf.html

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: