Государственная следственная прокуратура. Генеральный прокурор рф

Содержание
  1. Генеральная прокуратура РФ — Прокуроры регионов РФ
  2. «Темы»
  3. Руководство Генеральной прокуратуры РФ
  4. «Воронежская область»
  5. «Ивановская область»
  6. «Калужская область»
  7. «Костромская область»
  8. «Курская область»
  9. «Липецкая область»
  10. «Город Москва»
  11. «Московская область»
  12. «Орловская область»
  13. «Рязанская область»
  14. «Смоленская область»
  15. «Тамбовская область»
  16. «Тверская область»
  17. «Тульская область»
  18. «Ярославская область»
  19. «Республика Башкортостан»
  20. «Кировская область»
  21. «Республика Марий Эл»
  22. «Республика Мордовия»
  23. «Нижегородская область»
  24. «Оренбургская область»
  25. «Пензенская область»
  26. «Пермский край»
  27. «Самарская область»
  28. «Саратовская область»
  29. «Республика Татарстан»
  30. «Удмуртская Республика»
  31. «Ульяновская область»
  32. «Чувашская Республика»
  33. Чем занимается генеральная прокуратура России
  34. Основные сведения
  35. Ключевые задачи прокуратуры
  36. Ключевые достижения
  37. Дело банка «Русский стандарт» (2007 год)
  38. Уголовное дело в отношении Елены Котовой (2011 год)
  39. Выявление нарушений в Минобрнауки (2013 год)
  40. Дело А. Улюкаева (2021 – 2021 годы)
  41. Предъявление обвинения Р. Арашукову (2021 год)
  42. Глава Генеральной прокуратуры
  43. Чем отличается прокуратура от следственного комитета
  44. В чем основное отличие?
  45. Что такое прокуратура?
  46. Основная деятельность
  47. Состав
  48. Какие функции выполняет
  49. Что такое Следственный комитет?
  50. Состав подразделения
  51. Какая из этих структур считается главнее?
  52. Кто возглавлял российскую Генпрокуратуру
  53. Валентин Степанков (1991-1993)
  54. Алексей Казанник (1993-1994)
  55. Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)
  56. Юрий Скуратов (1995-2000)
  57. Владимир Устинов (2000-2006)
  58. Юрий Чайка (2006 – н. в.)
  59. Разновидности специализированных прокуратур Российской Федерации
  60. Военные прокуратуры
  61. Транспортные прокуратуры
  62. Природоохранные прокуратуры
  63. Прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях
  64. Прокуратуры по надзору за исполнением законов на объектах особого режима и в ЗАТО
  65. Прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли

Генеральная прокуратура РФ — Прокуроры регионов РФ

Государственная следственная прокуратура. Генеральный прокурор рф

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. 

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Является государственной военизированной организацией.

В прокуратуре России предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба.

Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

«Темы»

«Правительство РФ», «Высокопоставленные Родственники», «Посадки», Уголовные Дела, «Новости Коррупции», Тандем «Путин-Медведев», «Доходы Генеральной прокуратуры РФ за 2015», «Доходы Генеральной прокуратуры РФ за 2014», 

Руководство Генеральной прокуратуры РФ

Кикоть Андрей Владимирович
Заместитель Генерального прокурора

Официальный сайт — http://www.genproc.gov.ru

«Воронежская область»

Шишкин Николай АнатольевичПрокурор Воронежской области

Официальный сайт: http://www.prokuratura-vrn.ru/

«Ивановская область»

Ханько Андрей ВикторовичПрокурор Ивановской области

Предшественники — Виктор Селюнин, 

Официальный сайт: http://prokuratura.ivanovo.ru/

«Калужская область»

Гулягин Александр ЮрьевичПрокурор Калужской области

Предшественники — Дмитрий Демешин, Владимир Носов, 

Официальный сайт: http://prokuror.kaluga.ru/

«Костромская область»

Тюльков Владимир ГеннадьевичПрокурор Костромской области

Предшественники — Юрий Рыжков

Официальный сайт: http://www.kosoblproc.ru/

«Курская область»

Цуканов Алексей Николаевич

«Липецкая область»

Кожевников Константин МихайловичПрокурор Липецкой области

Предшественники — Игорь Пантюшин, 

Официальный сайт: http://www.lipprok.ru/

«Город Москва»

Чуриков Владимир Викторович

Предшественники — Сергей Куденеев, 

Официальный сайт: http://www.mosproc.ru/

«Московская область»

Захаров Алексей ЮрьевичПрокурор Московской области

Предшественники — Вениамин Селифанов, Александр Аникин, 

Официальный сайт: http://mosoblproc.ru/

«Орловская область»

Полуэктов Иван ВасильевичПрокурор Орловской области

Официальный сайт: http://www.prokuratura-orel.ru/main.php

«Рязанская область»

Черныш Олег ВасильевичПрокурор Рязанской области

Предшественники — Сергей Легостаев, 

Официальный сайт: http://www.prokrzn.ru

«Смоленская область»

Полонский Евгений ВикторовичПрокурор Смоленской области

Официальный сайт: http://smolprok.ru/

«Тамбовская область»

Торговченков Владимир ИвановичПрокурор Тамбовской области

Официальный сайт: http://prokuratura-tambov.ru/

«Тверская область»

Росинский Вячеслав ВсеволодовичПрокурор Тверской области

Предшественники — Александр Семёнов, Вячеслав Росинский,

Официальный сайт: http://prokuratura.tver.ru/

«Тульская область»

Козлов Александр ВениаминовичПрокурор Тульской области

Предшественники — Олег Черныш, Александр Козлов , 

Официальный сайт: http://www.prokuror-tula.ru/

«Ярославская область»

Попов Дмитрий ГеннадьевичПрокурор Ярославской области

Предшественники — Юрий Верховцев, Алексей Алексеев, 

Официальный сайт: http://www.yarprok.ru/Приволжский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, образованный указом президента РФ от 13 мая 2000 года.

«Республика Башкортостан»

Назаров Андрей ИвановичПрокурор Республики Башкортостан

Предшественники — Сергей Хуртин

Официальный сайт: http://bashprok.ru/

«Кировская область»

Журков Николай ВасильевичПрокурор Кировской области

Предшественники — Сергей Берижицкий, 

Официальный сайт: http://www.prokuratura-kirov.ru

«Республика Марий Эл»

Рюмшин Сергей ИвановичПрокурор Республики Марий Эл

Официальный сайт: http://procrf.ru/region/69.html

«Республика Мордовия»

Филимонов Александр АндреевичПрокурор Республики Мордовия

Предшественники — Валерий Мачинский

Официальный сайт: http://www.prokrm.ru

«Нижегородская область»

Денисов Евгений АлександровичПрокурор Нижегородской области

Предшественники — Олег Понасенко, Константин Кожевников

Официальный сайт: http://proc-nn.ru/

«Оренбургская область»

Берижицкий Сергей ПетровичПрокурор Оренбургской областиПредшественники — Игорь Ткачев

Официальный сайт: http://www.orenprok.ru

«Пензенская область»

Канцерова Наталья ЕвгеньевнаПрокурор Пензенской области

Предшественники — Валерий Кошлевский, 

Официальный сайт: http://www.procpenza.ru/

«Пермский край»

Антипов Вадим Иванович

Предшественники — Александр Белых, 

Официальный сайт: http://prokuror.perm.ru

«Самарская область»

Букреев Константин НиколаевичПрокурор Самарской области

Предшественники — Мурат Кабалоев, 

Официальный сайт: http://www.samproc.ru

«Саратовская область»

Филипенко Сергей ВладимировичПрокурор Саратовской области

Предшественники — Владимир Степанов, 

Официальный сайт: http://www.sarprok.ru

«Республика Татарстан»

Нафиков Илдус СаидовичПрокурор Республики Татарстан

Предшественники — Кафиль Амиров

Официальный сайт: http://www.prokrt.ru/

«Удмуртская Республика»

Панов Сергей ВалентиновичПрокурор Удмуртской Республики
Предшественники – Сергей Панов, 
Официальный сайт: http://udmproc.ru/

«Ульяновская область»

Хуртин Сергей АнатольевичПрокурор Ульяновской областиПредшественники — Валерий МалышевОфициальный сайт: http://www.ulproc.ru/

«Чувашская Республика»

Пословский Василий МитрофановичПрокурор Чувашской Республики

Предшественники — Сергей Легостаев, Владимир Метелин, 

Официальный сайт: http://www.chuvprok.gov.ru 

Источник: https://whoiswhopersona.info/archives/16938

Чем занимается генеральная прокуратура России

Государственная следственная прокуратура. Генеральный прокурор рф

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 19 марта 2021. Время чтения 6 мин.

Генпрокуратура Российской Федерации является ведомством, которое не подчиняется государственной власти и политическим партиям. В сфере ее компетенции контроль над исполнением законов во всех сферах общественной жизни. Также она координирует работу структурных подразделений ведомства.

Основной задачей органов является надзор за исполнением законов во всех сферах общественной жизни. Генеральная прокуратура занимается также координацией работы структурных подразделений системы. В ее функции входит сотрудничество со службами других государств в сфере оказания правовой помощи и борьбы с преступностью.

Основные сведения

Таблица 1. Справочная информация по ведомству

НаименованиеОсновная задачаГлаваКому подчиняетсяСайт
Генеральная прокуратура Российской ФедерацииНадзор за соблюдением Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законовГенеральный прокурор Российской ФедерацииНезависима от органов государственной власти и прочих ведомствhttps://genproc.gov.ru

Централизованную структуру возглавляет Генеральный прокурор. Всякий нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему.

В систему входят прокуратуры регионов (субъектов Федерации) и муниципальных образований с подразделением на более мелкие территориальные органы (например, относящиеся к району города).

В своей работе они опираются на Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Ключевые задачи прокуратуры

Надзор за законностью включает в себя достаточно обширные функции. Сюда входят следующие направления:

  • Контроль исполнения законов. Структура наделена функцией наблюдения за применением законодательства государственными органами, их должностными лицами и прочими организациями. Учитывается то, как их действия и решения влияют на права и интересы других лиц и государства.
  • Принятие мер для устранения нарушений. Выявив допущенное нарушение закона, орган прокуратуры сам не наказывает виновных и не устраняет такое нарушение. В зависимости от обстоятельств результаты рассмотрения дела передаются уполномоченным органам или направляются в суд.

Прокуратура абсолютно независима в своей деятельности. На ее решения и действия не могут влиять ни властные органы любого уровня, ни политические партии. Любое воздействие на прокурора со стороны государственных органов, их сотрудников, общественных объединений, работников СМИ или граждан влечет за собой ответственность.

Только принцип независимости гарантирует принятие справедливых решений и устранение реально существующих нарушений закона.

Рис.1: Герб Прокуратуры РФ

Предоставляя прокурору широкие полномочия, закон конкретизирует надзорную деятельность применительно к отдельным организациям и их должностным лицам.

Надзорные функции включают в себя:

  • контроль исполнения законов органами исполнительной власти на всех уровнях;
  • контроль законности действий Следственного комитета РФ;
  • надзор за соблюдением законов муниципальными властными органами;
  • контроль соблюдения прав и свобод граждан всеми органами власти и прочими организациями;
  • надзор за деятельностью правоохранительных органов и администраций учреждений исполнения наказания;
  • функции уголовного преследования;
  • организацию борьбы с преступностью;
  • возбуждение административного производства и проведение расследований.

Прокуратура рассматривает заявления и жалобы граждан и юридических лиц на нарушения законности. Поступившие обращения регистрируются и становятся основанием проверки.

На свою жалобу заявитель всегда получает официальный обоснованный ответ. Обращения граждан могут касаться абсолютно любых сфер жизни и оспаривать решения и действия любых органов и должностных лиц.

Важен существующий запрет на пересылку жалобы в ту организацию, работы которой она касается.

: Как пожаловаться на прокурора?

Прокурор также наделен правом опротестовывать судебные решения.

Ключевые достижения

Наиболее «громкими» победами надзорного органа в последние годы можно назвать такие дела.

Дело банка «Русский стандарт» (2007 год)

В начале 2000-х годов банк применял к клиентам поистине грабительские схемы. В договоре не оговаривалось, что указанная сумма процентов по кредиту является не годовой, а взимаемой ежемесячно. Также гражданам массово рассылались кредитные карты, после активации которых со счета необоснованно списывались средства.

Волгоградская прокуратура обжаловала такие действия в суде. В результате владелец банка Р. Тарико немедленно отменил дополнительные комиссии по новым и уже выданным кредитам.

Уголовное дело в отношении Елены Котовой (2011 год)

Будучи директором от России, Белоруссии и Таджикистана в Европейском банке реконструкции и развития, Котова требовала у руководства «КанБайкал Ресорсез инк» взятку за предоставление кредита.

Речь шла о вымогательстве в размере $ 1 млн 425 тыс. При участии Генпрокуратуры Е. Котовой было назначено наказание в виде условного лишения свободы на 5 лет.

Дело было резонансным и практически беспрецедентным.

Зам. главного военного прокурора А. Никулищин установил наличие растраты в сотни миллионов рублей и факты закупки некачественных продуктов для снабжения внутренних войск МВД и Росгвардии.

Выявление нарушений в Минобрнауки (2013 год)

В 2013 году прокуратура занималась фактами незаконного присвоения Минобрнауки ученых званий и степеней. Как выяснилось, только в 2012 году было необоснованно выдано более 1 млн докторских дипломов. Шесть чиновников Министерства были уволены.

Дело А. Улюкаева (2021 – 2021 годы)

В ноябре 2021 года Министру экономического развития России А. Улюкаеву было предъявлено обвинение в получении взятки в размере $2 млн. В апреле 2021 года в отношении него вступил в силу приговор о лишении свободы на 8 лет и взыскании штрафа в 130 млн рублей.

«Практически ежедневно СМИ сообщают о задержании должностных лиц, заподозренных в получении взяток или совершении других коррупционных преступлений. Причем во многих случаях речь идет как раз не о рядовых работниках. Можно привести много примеров уголовного преследования высокопоставленных чиновников» (из интервью Генпрокурора Ю. Я. Чайки «Российской газете» в январе 2021 года).

Предъявление обвинения Р. Арашукову (2021 год)

Благодаря совместной работе правоохранительных органов и прокуратуры было возбуждено уголовное дело в отношении сенатора Р. Арашукова. Ему инкриминируется организация политических убийств.

Глава Генеральной прокуратуры

Структуру возглавляет Генеральный прокурор. Он назначается на должность и снимается с нее Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Этот пост может занять гражданин России не моложе 35 лет, имеющий соответствующее профильное образование.

Также к претенденту предъявляются требования относительно состояния его здоровья и моральных качеств, позволяющих достойно исполнять обязанности.

Срок исполнения обязанностей Генерального прокурора равен 5 годам, назначаться на должность он может неоднократно. Начиная с 23 июня 2006 года и по настоящее время этот пост занимает Ю. Я. Чайка. С 1999 г. по 2006 год Юрий Яковлевич был главой Министерства юстиции РФ.

Рис.2 Генеральный прокурор России Ю. Я. Чайка

Источник: https://yakapitalist.ru/gov/zanimaetsya-gen-prokuratura/

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Государственная следственная прокуратура. Генеральный прокурор рф

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/chem-otlichaetsia-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta-5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Кто возглавлял российскую Генпрокуратуру

Государственная следственная прокуратура. Генеральный прокурор рф

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2021 года президент РФ Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям.

В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП.

Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года.

Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти – Съезда народных депутатов и ВС РФ – неконституционным.

При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999).

В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2021), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции.

5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября – 4 октября 1993 года.

Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности “всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома”.

26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО “Лефортово” и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2021 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией.

26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о.

генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск.

8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела.

По данным следствия, нефтяная компания “Балкар-трейдинг”, которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет.

В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам.

Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ.

Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля (“дело Mabetex”) и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями.

Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля.

В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Владимир Устинов (род. 1953), окончил Харьковский юридический институт, доктор юридических наук (2003). Начинал карьеру в органах прокуратуры Краснодарского края, в 1992-1997 годах был прокурором городе Сочи.

В 1997 году стал заместителем генпрокурора РФ Юрия Скуратова, одновременно в 1998-1999 годах возглавлял Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. С 17 мая 2000 года по 2 июня 2006 года – генеральный прокурор РФ.

Руководил расследованиями терактов в Москве и Волгодонске, гибели подводной лодки “Курск”, о контрабанде мебели в торговых центрах “Гранд” и “Три кита”, дела о захвате заложников в Театральном центре в Москве и др.

Возглавлял группу государственных обвинителей в процессе над чеченским террористом Салманом Радуевым.

Под руководством Устинова Генпрокуратура инициировала судебный процесс в отношении президента нефтяной компании “Юкос” Михаила Ходорковского, а также добилась экстрадиции из Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. В 2006-2008 годах Владимир Устинов занимал должность министра юстиции. В 2008 году был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий Чайка (2006 – н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области.

В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле – августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России.

В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство – Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование.

За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов.

Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Источник: https://tass.ru/info/7562939

Разновидности специализированных прокуратур Российской Федерации

Государственная следственная прокуратура. Генеральный прокурор рф

Совместно с территориальным прокуратурами в состав правоохранительных органов включены специализированные прокуратуры РФ.

К ним относятся следующие виды:

  • прокуратуры по осуществлению контроля за охраной природы;
  • транспортные;
  • военные;
  • прокуратуры по контролю за четким следованием установленных законодательных норм в случаях выполнения приговоров по уголовному делопроизводству;
  • прокуратуры по контролю за строгим выполнением законодательных актов в делах, связанных с угледобывающей деятельностью;
  • прокуратуры по осуществлению контроля в ЗАТО и на объектах особого режима. 

Основание данного вида подразделений связано со стремлением добиться улучшения качества функционирования прокуратур РФ в специфических областях правоотношений.

Характер работы специализированных прокуратур зависит от особенностей подконтрольных им объектов и никак не связан с территориальными границами административных единиц Российской Федерации. В отличие от территориальных, специализированные прокуратуры имеют возможность более эффективно разрешать вопросы, связанные с соблюдением законов.

Особенности устройства и работы разных видов специализированных прокуратур вызваны своеобразностью организационных, правовых и других отношений в соответствующих областях правового взаимодействия.

Военные прокуратуры

Специализированные военные прокуратуры функционируют автономно от военного командования и управления в составе ВС Российской Федерации, в военных органах и формированиях, основанных согласно законодательству.

Военная прокуратура включает в себя три уровня: 

  • первый и старший – военная прокуратура (входит в структуру Генпрокуратуры);
  • второй – прокуратуры, равные по положению прокуратурам субъектов Российской Федерации (Московская городская военная прокуратура, Ракетных войск стратегического назначения, прокуратуры военных округов и флотов и иные);
  • третий – прокуратуры, приравненные по положению к прокуратурам городов и районов (прокуратуры гарнизонов, соединений, объединений и иные).

Замечание 1

Главный военный прокурор выступает начальником военной прокуратуры и считающийся заместителем Генерального прокурора соответственно занимаемой им должности.

Финансирование военных прокуратур выполняет Министерство Обороны Российской Федерации и другие органы исполнительной власти федерального значения, в которых расходы по несению службы военными подразделениями заложены в бюджет государства.

Транспортные прокуратуры

Транспортные специализированные прокуратуры включают себя два вида прокуратур: межрегиональные и региональные (подвластны межрегиональным). Межрегиональные транспортные прокуратуры по занимаемому положению стоят на одном уровне с прокуратурами субъектов Российской Федерации.

Их работа осуществляется на ограниченной территории нескольких субъектов страны. Система региональных прокуратур занимает один уровень с районными (городскими) прокуратурами. Организуются такие подразделений в зоне таможни, портовых и железнодорожных зонах, при аэропортах и прочее.

 

В обязанности транспортных специализированных прокуратур входят:

  • не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина в случае принятия новых законодательных проектов, касающихся любого вида транспорта и таможни;
  • проводить контроль соблюдения законодательных норм, относящихся к транспортной сфере;
  • контролировать органы внутренних дел в процессе выполнения ими следственных мероприятий по розыску, уголовно-процессуальной деятельности на всех видах транспорта или в органах таможни;
  • регулировать действия органов правопорядка, осуществляющих противостояние криминальной деятельности на любом виде транспорта и в органах таможни;
  • при необходимости, принимать участие в судебных процессах.

Природоохранные прокуратуры

Природоохранные специализированные прокуратуры приравниваются по своему положению к районным (городским) прокуратурам и подвластны прокурорам государственных субъектов страны. 

Замечание 2

Важной задачей является обеспечение охраны природной зоны Волжского бассейна, поэтому была создана Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая по своему положению приравнивается к прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Природоохранные районные прокуратуры на территории субъекта РФ должны:

  • контролировать соблюдение законодательных норм по охране окружающей среды и использования природных богатств, контролировать отсутствие нарушений экологических прав граждан в процессе деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, природоохранных территориальных органов федерального уровня, структурами местной власти, руководством различных учреждений;
  • контролировать соответствие новых законопроектов действующим законам;
  • соблюдать законодательные нормы в процессе принятия заявлений о правонарушениях, направленных против природы или экологии, которые привели к нанесению вреда здоровью и собственности людей;
  • соблюдать законы о защите окружающей среды и экологических прав граждан (за исключением правонарушений, произошедших на объектах Министерства обороны РФ и военных промышленных комплексов); 
  • контролировать соблюдение законодательных норм в процессе принятия заявлений о служебных и должностных правонарушениях сотрудников природоохранных органов;
  • контролировать выполнение следственно-розыскных мероприятий сотрудниками внутренних дел и следственного комитета по правонарушениям, сзязанным с охраной природы и экологической обстановки, соответственно закону.

Замечание 3

Служащие природоохранных прокуратур регулируют действия органов правопорядка, ведущих борьбу с правонарушениями против природы и экологии, анализируют соответствие этих действий законодательным норма, составляют статистику. Прокуроры природоохранных прокуратур, в случае необходимости, участвуют в судебных процессах. 

Опиши задание

Прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях

Прокуратуры, контролирующие законность действий уголовно-исполнительного производства, располагаются в больших учреждениях мест лишения свободы и принудительного медицинского лечения, а также по своему положению рассматриваются на уровне районных прокуратур и подвластны прокуратурам субъектов Российской Федерации.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют контроль:

  • за недопустимостью нарушения прав и свобод человека и гражданина в период отбывания им установленного судебным решением срока лишения свободы, в период проведения принудительного медицинского лечения;
  • соблюдением законодательства и правовых норм в законодательных актах применительно к лицам, отбывающим наказание;
  • соблюдением законодательных норм во время принятия заявлений о правонарушениях и выполнении следственно-розыскных мероприятий в исправительных учреждениях ФСИН России;
  • за соблюдением процессуальных норм расследования правонарушений, совершенных работниками исправительных учреждений или другими лицами, внутри зоны исправительного учреждения. Расследование проводит начальник исправительного учреждения;
  • по требованию, представители прокуратуры присутствуют на судебных процессах, рассматривающих дела по исполнению приговоров применительно к лицам, отбывающим срок в исправительных учреждениях. 

Замечание 4

Если специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов расположена вдали от исправительного учреждения, то надзорные функции в этом вопросе выполняют прокуроры городов и районов, выполняют указания прокуроров субъектов Российской Федерации согласно правовым законодательным нормам и соответствующим актам Генпрокуратуры. 

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на объектах особого режима и в ЗАТО

Специализированные прокуратуры по осуществлению контроля в ЗАТО и на объектах особого режима формируются по территориальному расположению комплекса обороны, приравнены по своему положению к районным (городским) прокуратурам, подвластны прокуратуре соответствующего субъекта Российской Федерации, исполняют свою деятельность в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах особого режима, в специализированных воинских формированиях.

По распоряжению Генпрокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» важную значимость имеют два прокурорских формирования закрытых административно-территориальных объектов: г. Межгорье и комплекса Байконур.

Они выполняют следующие функции:

  • контролируют соблюдение законодательных норм права, охрану прав и свобод человека и гражданина формированиями федеральных органов исполнительной власти, представителями местной власти, должностными лицами, руководством различных организаций, функционирующих территориально в ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
  • контролируют соблюдение законодательных норм формированиями федеральных органов исполнительной власти во время выполнения следственно-розыскных мероприятий на территориях ЗАТО г. Межгорье и комплекса Байконур;
  • представляют в уголовных судах обвинительные заключения, принятые прокурором ЗАТО г. Межгорье или прокурором комплекса Байконур и замещающими их должностными лицами;
  • проводят подачу исковых заявлений и участвуют в гражданском и арбитражном судах согласно правовым законодательным нормам и соответствующим документам Генпрокуратуры.

Замечание 5

Рассмотрение дел, прошедших суд первой инстанции с присутствием прокурора комплекса Байконур, происходит в надзорном и кассационном судах под руководством Главной военной прокуратуры, а в арбитражном суде под представительством Московской прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли

Недавно образованным видом специализированных прокуратур является Кемеровская межрайонная прокуратура по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, она единственная в своем роде, территориально расположена в г. Новокузнецке, сформирована по приказу Генпрокурора от 01.06.2010 г. Данная прокуратура отвечает за:

  • соблюдение федеральных законов руководством учреждений угольной отрасли;
  • обеспечение руководством учреждений угледобывающей промышленности безопасных условий труда сотрудников, профилактики факторов, провоцирующих возникновение травмоопасных ситуаций и несчастных случаев на производстве;
  • право людей на охрану труда, которое регламентировано законодательными нормами Российской федерации, и должно финансово обеспечиваться руководителями учреждений угледобывающей промышленности; все сотрудники предприятий должны иметь средства индивидуальной защиты, соблюдать нормы технической безопасности при в процессе добывания и переработки угля.

Кемеровская прокуратура надзирает за работой государственных структур, которые контролируют отсутствие нарушений законодательных норм по охране труда и промышленной безопасности и во время проводят комплекс необходимых процедур применительно к лицам, нарушившим законодательство.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/raznovidnosti-prokuratur-rf/

Ваши права
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: